Accessibility links

Плебисцит: варианты развития событий


1 марта, в ЦИК Абхазии пришло почти полсотни человек инициативной группы с предложением провести референдум о досрочных выборах президента
1 марта, в ЦИК Абхазии пришло почти полсотни человек инициативной группы с предложением провести референдум о досрочных выборах президента

«А чем плебисцит отличается от референдума?» – поинтересовался у меня вчера один любознательный знакомый. Объяснил ему, что ничем, но потом сам для себя решил уточнить этимологию этих слов и выяснил, что в обоих случаях это латынь: первое слово переводится как «решение народа», второе, чаще у нас употребляемое, – «то, что должно быть сообщено». О причинах же интереса моего знакомого гадать не приходится: после того, как во вторник, 1 марта, в ЦИК Абхазии пришло почти полсотни человек инициативной группы с предложением провести референдум о досрочных выборах президента, данная тема оказалась в центре общественного внимания.

Неминуемо как из рога изобилия посыпались заявления «за» и «против». Вот сегодня группа ветеранов Отечественной войны народа Абхазии, удостоенных звания «Герой Абхазии» – Гарик Саманба, Виктор Тванба и другие, – выступила с заявлением в поддержку инициативы проведения референдума по вопросу о доверии президенту Абхазии Раулю Хаджимба. По мнению ветеранов, «государственный переворот, произошедший в мае 2014 года, и вступление Р. Хаджимба в должность президента Абхазии еще более усугубили раскол в обществе, начало которому было положено его политической деятельностью еще в 2004 году... Недовольство граждан политикой властей нарастает как снежный ком. Однако мы не должны допустить превращения нашего государства в банановую республику и свергать президентов каждые полтора года. Поэтому мы считаем референдум самым разумным шагом по выходу страны из кризиса». Не знаю, последует ли ответное заявление другой группы Героев Абхазии – Аслана Кобахия и других сторонников действующей власти, но если оно последует, не сомневаюсь, что подписантов постараются собрать больше десяти (процитированное заявление подписало именно столько). Впрочем, сегодня же опубликовано заявление против референдума ветеранской общественной организации «Аруаа».

Плебисцит: варианты развития событий
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:11 0:00
Скачать

Уже обменялись пространными заявлениями партии «Форум народного единства Абхазии» и «Амцахара». Кроме последней, в поддержку референдума высказались недавно созданная общественная организация «Киаразаа», фонд «АПРА» и другие. Не поддержала эту идею общественная организация, тоже новоявленная, «Наш Дом – Абхазия». Судя по всему, в ближайшее время, так или иначе, выскажутся относительно этого другие политические партии и общественные организации. Разумеется, одни убеждены, что проведение референдума будет способствовать углублению раскола народа, а другие – что, наоборот, этому будет служить непроведение референдума.

На популярном сайте «Абхаз авто» запустили интернет-опрос: «Есть ли необходимость в референдуме, предложенном оппозицией?» На шесть вечера сегодня 150 интернет-пользователей (73 процента) поддержали проведение референдума, 56 (27 процентов) высказались против. Но тут, разумеется, надо учесть, что на этом сайте среди форумчан всегда преобладали «анквабисты», то есть сторонники нынешней оппозиции. В свою очередь, сайт «Аиааира» считается «хаджимбистским», но комментарии к публикациям там появляются редко, а бурных и продолжительных дискуссий комментаторов, как на «Абхаз авто», и подавно нет. Не думаю, что там будут затевать аналогичный опрос – во-первых, не стоит повторяться, во-вторых, любой желающий сможет «проголосовать» и на «Абхаз авто».

Наверняка продолжатся и высказывания «за» и «против» отдельных политиков, журналистов. В данном случае сторонникам власти не с руки, конечно, выступать с позиций категорических противников референдума в принципе, иначе получится, что они боятся его возможных результатов, а также проявляют свой «антидемократизм». Поэтому каждый из них прибегает к аргументации, долженствующей показать, что именно в данном случае референдум не уместен. Например, что Абхазии вообще не подходит президентская система и надо сменить ее на парламентскую, что мне представляется весьма спорным. Думаю, если не прозвучал, то обязательно еще прозвучит аргумент: как можно в условиях нехватки средств на самое необходимое тратить на эту затею немалые деньги (сумма будет подсчитана) из и так дефицитного госбюджета?

Самый же весомый, на мой взгляд, довод противников плебисцита уже прозвучал в заявлении партии «ФНЕА», где утверждается, что в стране не произошло ничего такого, чтобы ставить под сомнение доверие президенту. Мол, а что, теперь каждый раз, когда оппозиции захочет (а любая оппозиция всегда недовольна любой действующей властью), будем устраивать такие референдумы? Правда, при этом, как говорится, остаются за скобками события 27.05.2014…

Но давайте сейчас отвлечемся от «интересов сторон» и попытаемся спрогнозировать дальнейший ход событий, его варианты. Прежде всего, ЦИК еще должен зарегистрировать инициативную группу, но тут трудно найти какие-то правовые основания для отказа. Затем в течение максимум двух месяцев инициативная группа должна собрать десять тысяч подписей граждан в поддержку своей инициативы. Задача выполнимая, хотя и нелегкая, – в масштабах Абхазии это почти десять процентов населения с правом голоса.

Будущих подписантов я бы поделил на следующие категории. Одни – убежденные и последовательные представители оппозиционного лагеря, включая тех, кто, по словам известного оппозиционера Ирины Агрба, «подхлестывает» своих лидеров, обвиняет их в медлительности. Другие – из разряда вечных мечтателей о том, что вот сменится власть – и будет нам счастье (нельзя исключать, что так же мечтали многие из них и два года назад). Опыт показывает еще, что среди такой большой массы подписантов могут оказаться и не слишком устойчивые в своих решениях, и те, против кого можно будет найти рычаги давления. Так или иначе, но нельзя исключать, что будут в дальнейшем и отказы от подписей, и обвинения противников референдума в их фальсификации.

Но предположим, что подписи собраны. Следующий ход – за президентом. На одном из интернет-форумов мне недавно встретилось утверждение, что когда во время президентства Анкваба его политические противники начали штурмовать бастионы власти, он сказал, что готов провести референдум о доверии себе. Мне тоже что-то такое вспоминается. Обычно сам руководитель предлагает провести подобное всенародное голосование, когда уверен, что его поддержат. Наверное, и он на нее рассчитывал. Но потом эта идея дальнейшего развития не получила. Может, экс-президент не захотел рисковать. Или же – создавать прецедент. Может, сторонники отговорили… Рауля Хаджимба же, думаю, будут в любом случае отговаривать.

Но если даже, предположим, дело дойдет до проведения референдума… Конечно, если все было бы чинно-благородно, как в странах «с развитой демократией», то почему бы и нет. Но мы привыкли к другой демократии – «перетягивания каната». Вчера уже упомянутый мной Аслан Кобахия, давая по поводу референдума интервью Абхазскому телевидению, произнес весьма знаменательную вещь: чтобы референдум состоялся, нужно, чтобы в нем приняло участие более половины 140 тысяч абхазских избирателей. (Хотя бы 50 процентов плюс один голос). То есть можно не сомневаться, что основное сражение «за» и «против» пойдет не в тиши кабинок для голосования, а на дальних подступах к ним. Иными словами, неизбежны противостояние тех, кто пойдет и кто не пойдет, случаи давления на инакомыслящих, конфликтов и столкновений.

Думаю, что аналитически мыслящие люди в оппозиции не могут не понимать перспектив всех этих «издержек» и нешуточных опасностей. Но на другой чаше весов для них – политические очки, которые они обретут, если не будут «бездействовать». Обретут вне зависимости от результатов референдума и даже от того, состоится ли он в конечном итоге.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG