Accessibility links

Как разгневать Аллаха


Подготовка к очередной казни на улице в Тегеране
Подготовка к очередной казни на улице в Тегеране

В Иране в ближайшее время может быть казнен признанный виновным в "распространении коррупции на Земле" 41-летний миллиардер Бабак Занджани, арестованный в 2013 году и считавшийся тогда самым богатым человеком страны. Его состояние оценивалось примерно в 13–14 миллиардов долларов. Смертные приговоры Занджани и еще двоим фигурантам его дела были вынесены в минувшее воскресенье, и у них еще остается несколько дней, чтобы обжаловать вердикт. На Западе Бабак Занджани стал очень известен во время президентства в Иране Махмуда Ахмадинежада. Его подозревали в действиях, помогавших Тегерану обходить международные санкции и продавать нефть за границу. Однако после прихода к власти в Иране нового президента Хасана Рухани, пообещавшего беспощадно уничтожать всех коррупционеров, удача от Занджани отвернулась. Очень многие иранцы, однако, считают, что приговоренный к смерти миллиардер не мог присваивать государственные деньги и давать взятки в одиночку и без покровительства самых высших руководителей страны.

Бабак Занджани до ареста постоянно повторял, что своим успехом обязан Аллаху и удаче. Его бизнес-империя Sorinet Group включала 65 компаний в Иране, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Малайзии и Таджикистане. У Занджани был широкий спектр интересов – от косметики, гостиничного дела и транспорта до строительства и банковских услуг. Он владел футбольным клубом "Рах Ахан" и инвестировал в проекты иранского кинематографа. Несколько лет назад Занджани часто ездил в Таджикистан, где вложил крупные средства в автовокзал, гипермаркет и строительный бизнес в Душанбе. Жил Бабак Занджани в основном в ОАЭ или Турции и всегда настаивал на том, что не занимается политикой.

Во всем мире имя этого иранского магната стало широко известно в конце 2012 года, в связи с западными экономическими санкциями в отношении Ирана из-за его ядерной программы. Занджани внесли в черные списки Европейского союза и США за "ключевую роль в уклонении от этих санкций". ЕС считал Занджани "главным посредником в иранских нефтяных сделках и тайных трансферах связанных с нефтью денег". Занджани, называвший себя "экономическим басиджем" в честь иранской полувоенной добровольческой милиции, отвергал эти обвинения, не обращая внимания на попадание его имени в черные списки. Но вскоре в интервью иранским СМИ он признал, что в 2010 году согласился выполнить запрос Центробанка Ирана, чтобы помочь перевести необходимые нефтяные доходы в страну. Холостой миллиардер родом из скромной семьи, его отец работал на железной дороге. По его словам, первый опыт в бизнесе он получил в качестве шофера главы Центрального банка Ирана – перед тем как переехать в Турцию, где он и нажил состояние.

Бабак Занджани на следующий день после ареста. 31 декабря 2013 года
Бабак Занджани на следующий день после ареста. 31 декабря 2013 года

Менее чем за год до ареста Занджани, произошедшего 30 декабря 2013 года, в Иране вспыхнул скандал, указавший на связи миллиардера с политиками. В январе 2013 года тогдашний президент Махмуд Ахмадинежад обвинил брата своего политического оппонента Али Лариджани, в то время спикера парламента, в получении взяток от некоего "Мистера Z", воздержавшись от раскрытия полного имени. Однако вскоре в интернете появились видеозапись и несколько фотографий, на которых Занджани был запечатлен в компании иранских чиновников, в том числе Фазеля, брата Лариджани. Занджани от обвинений в даче взяток отмахнулся, заявив, что встреча с Фазелем Лариджани была случайной. Снимки же на его странице в Facebook показывают его играющим на скрипке, на мотоцикле или в ресторанах со своими друзьями, участвующим в различных встречах, путешествующим, посещающим строительные объекты и раздающим интервью.

Долгое время Бабака Занджани содержали в печально известной тюрьме "Эвин" в Тегеране. Верховный суд Ирана сообщил, что Национальной иранской нефтяной компании Занджани было поручено экспортировать нефть на сумму более чем в три миллиарда долларов – и, по мнению прокуроров, более 2 с половиной миллиардов от продажи этой нефти молодой миллиардер потом присвоил себе. Ранее парламент Ирана обвинил Занджани в неспособности вернуть государственные деньги. Аресту магната предшествовало обещание президента Хасана Рухани бороться с финансовой коррупцией, особенно среди "привилегированных персон", имеющих выгоду от экономических санкций.

Бабак Занджани в суде. Октябрь 2015 года
Бабак Занджани в суде. Октябрь 2015 года

6 марта судебный процесс в Тегеране по делу Занджани и двух его помощников подошел к концу – всех троих приговорили к смертной казни через повешение за "распространение коррупции на Земле", что, согласно Уголовному кодексу Ирана, считается тяжелейшим преступлением против Аллаха, ведущим к разложению общества верующих. Занджани, кроме того, обязали вернуть в казну все деньги, которые, как счел суд, он похитил, плюс еще четверть от этой суммы. Об этом заявил глава Высшей судейской коллегии Ирана Гулямхуссейн Мохсени-Эджеи:

– Суд первой инстанции признал господина Бабака Занджани и еще двух подсудимых виновными в преступном поведении, противоречащем законам Бога и законам Исламской Республики Иран, и огласил свой вердикт, согласно которому все трое приговорены к смерти.

Консервативные иранские средства массовой информации отреагировали на известия об окончании этого громкого судебного процесса, всего лишь перепечатав текст приговора, однако более умеренные издания уделили ему все первые полосы, опубликовав огромные фотографии Бабака Занджани с призывами предать суду также и все его окружение и связанных с ним бывших высших государственных чиновников из правительства Махмуда Ахмадинежада.

Ахмад Алави, иранский экономист и юрист, живущий в Стокгольме, в интервью Радио Свобода подчеркнул, что в Исламской Республике Иран никто не смог бы создать деловую империю такого масштаба без изначальной помощи и покровительства, исходящих с самого верха:

Публичная казнь в Иране
Публичная казнь в Иране

– В Иране, как и в России, вы не можете так просто прийти к начальникам, занимающимся нефтью, и заявить: "Я деловой человек, дайте мне доступ к нефтяным запасам нашей страны, и я поведу свой бизнес". Правительство в Тегеране использовало десятки иранских бизнесменов, действующих на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, чтобы с их помощью обходить западные санкции, продавать нефть за твердую валюту. Им делали "предложения, от которых нельзя отказаться". И Занджани был только одним из многих. В период высоких цен на нефть оборот всего этого теневого бизнеса оценивался в десятки миллиардов долларов в год.

Незадолго до приговора Бабак Занджани обратился с письмом к членам парламента Ирана, в котором подчеркнул, что был горд служить своей стране в тяжелые времена, когда иранская экономика переживала кризис из-за противостояния с Западом, и что лишь строгость зарубежных санкций помешала ему вовремя вернуть все доходы от продажи государственной нефти на родину.

На обжалование приговора у Занджани остается еще несколько дней. Если его откажутся помиловать, он разделит участь еще одного иранского миллиардера, Махафарида Амира Хосрави, казненного в 2014 году по тому же обвинению – за богопротивную коррупцию.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG