Сегодня в Сухуме члены Общественной палаты встретились с представителями оппозиции, которые инициировали проведение референдума о досрочных выборах президента Абхазии.
На встречу с членами Общественной палаты пришли представители блока оппозиционных сил – партии «Амцахара», фонда «АПРА», общественных организаций «Абзанхара» и «Киаразаа».
Даур Тания, член партии «Амцахара», сообщил, что сбор подписей начался 17 марта и уже собрано более 11 тысяч, хотя для проведения референдума достаточно и десяти. В Гальском районе подписи не собираются, потому что непонятно, кто там является гражданином и может участвовать в голосовании, а кто – нет.
Отвечая на обвинения представителей проправительственного Форума народного единства Абхазии в том, что сборщики подписей обманывают население, Даур Тания пояснил, что подписные листы имеют большой формат и на каждом указан вопрос, который выносится на референдум, поэтому любой человек, ставящий свою подпись, видит, под чем подписывается.
Нугзар Ашуба, лидер общественной организации «Абзанхара», заверил, что референдум – это законная возможность для граждан выразить свое мнение и лучше провести его, чем поднимать людей на митинги и штурмы.
Аслан Бжания, президент фонда социально-экономических и политических исследований «АПРА», обстоятельно изложил свое отношение к действующему президенту и дал свои оценки работе руководства страны. Бжания отметил, что референдум обойдется бюджету в 8 млн рублей, но будет способствовать развитию государственного мышления у граждан.
Бжания считает, что 27 мая 2014 года имели место массовые беспорядки и незаконный захват власти. В декабре 2015 года блок оппозиционных сил обратился в прокуратуру с требованием дать политическую оценку тем событиям, но до сих пор ответ не получен.
Аслан Бжания назвал основания, по которым люди могут выступать за проведение досрочных выборов президента. Он сказал:
«Когда команда господина Хаджимба обещала нашим гражданам – абхазским пенсионерам пенсии в размере 15 тысяч рублей, – это была очевидная ложь. Этого не произошло. Могут сказать, что экономическая ситуация в стране ухудшилась, безусловно, ухудшилась. Есть вещи, которые должны были быть сделаны за это время, в частности, я надеюсь, вы не будете это рассматривать, как мое желание во что бы то ни стало прийти и занять какую-то должность, я этим не болею. По инициативе кандидата в президенты Хаджимба было подписано соглашение, в соответствии с которым должно было формироваться правительство. Это соглашение проигнорировано. Хочу задать вопрос: «Почему наши граждане могут себе позволить считать возможным дальнейшее пребывание президента на должности, если в действиях президента – очевидная ложь? Этого что, недостаточно?»
Бжания также напомнил, что до избрания Хаджимба выступал категорически против продажи недвижимости иностранным гражданам и говорил, что это развалит государство, а, став президентом, предлагает продавать недвижимость. До своего избрания он говорил, что 700 млн рублей, полученных на развитие банковской системы, были разворованы, а сегодня хвалит национальную систему «АПРА», но при этом не извинился перед теми, кого назвал ворами. Хаджимба поддерживал Священную митрополию Абхазии до избрания, а сейчас его позиция совершенно другая.
Аслан Бжания затруднился с перечнем достижений нынешней власти, но все-таки постарался сказать что-то и о них:
«Могу отметить один отрадный факт за последнее время. Он состоит в том, что новый руководитель Абхазского телевидения позволяет нам в какой-то степени быть услышанными. Не в той степени, как мы хотели бы, но, по сравнению с госпожой Ходжава, там есть определенные подвижки. Мы этот факт признаем. Мы признаем тот факт, что на участке Сухум-Очамчира начали укладывать асфальт – это приятный факт. Мы это тоже признаем. Что мы еще можем признать? Что у нас есть? Весна наступила, иногда солнце бывает, имеем возможность общаться с вами…»
Представитель Общественной палаты Арда Инал-ипа сказала о том, что событиям мая 2014 года не была дана правовая оценка и это усиливает протестные настроения. Осенний призыв оппозиции созвать сход ее обеспокоил. В мае 2014 года был создан прецедент, который может бесконечное число раз повторяться. По сравнению с массовыми акциями, референдум является легитимным способом выражения протестных настроений, и власти должны поддержать его проведение.
Она озвучила свои сомнения:
«У меня есть вопрос относительно времени, когда вы объявляете этот референдум? Насколько подготовлено? Насколько это время правильное? Насколько большинство людей согласны с теми оценками, которые вы сегодня здесь озвучили? Я понимаю, критики очень много, со многими вещами невозможно не согласиться, достаточно одного закона об абортах без медицинских ограничений! Вы понимаете, что такого закона в мире ни в какой стране нет, мы откатились в самые отсталые ряды, в средневековье. Почему я вспомнила сейчас об этом законе? Потому, что, несмотря на то, что в обществе его мало кто поддержал, люди активно этот протест не выразили, люди очень устали, накопилась усталость от политических волнений и есть апатия».
Арда Инал-ипа отметила, что критики звучит много, но недостаточна дискуссия о том, как решать существующие проблемы.
Секретарь Общественной палаты Нателла Акаба согласилась с Ардой Инал-ипа и ее опасениями по поводу подготовленности и своевременности проведения референдума. Отношение к нему в обществе неоднозначное.
«Даже простые люди, которые не являются сторонниками действующей власти, относятся к идее проведения референдума настороженно. Они считают, что оппозиция должна подготовиться к парламентским выборам 2017 года и одержать победу, тогда мы получим совсем другой парламент», – сказала она.
У Аслана Бжания не нашлось ответа на поставленные вопросы, но проигрыш в референдуме его не пугает, жизнь на этом не закончится, считает он, и за свою судьбу не опасается, а к парламентским выборам оппозиция будет готовиться.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия