В эти дни в Абхазии с частным визитом находится командующий центральным округом Министерства обороны Республики Ангола, генерал-лейтенант Симао Карлитуш Вала. В понедельник у него состоялись встречи с руководством правительства Абхазии. Сюжеты об этом прошли на телеканалах, а соответствующая информация на сайте ГИА Апсныпресс – сейчас вторая на нем по популярности (более трех тысяч просмотров). И это совершенно объяснимо: ведь подобные встречи с вип-персонами из далеких стран воспринимаются в частично признанной Абхазии не как нечто рутинное, а вызывают повышенный интерес.
Приветствуя гостя, премьер-министр Абхазии Артур Миквабия сказал: «Ваш дружественный визит в Абхазию мы расцениваем как уважение Анголы к нашей стране. Наша страна маленькая, ваша – одна из крупных стран на африканском континенте. Мы знаем, какие сложности и трудности вы перенесли в своем развитии, боевые действия, которые связаны с гражданской войной и через которые вам пришлось пройти, но сейчас ваша страна динамично развивается». Министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба отметил, что именно так и начинаются дружественные отношения, которые перерастают со временем в более глубокие. «В наших отношениях заложен первый шаг, и они будут развиваться в плане культуры, образования, спорта и в других областях. Мне довелось побывать во многих африканских странах, и, должен сказать, это очень динамично развивающийся континент, с огромными ресурсами и замечательными людьми, стремящимися к знаниям и к прогрессу», – сказал он. Симао Карлитуш Вала поблагодарил за теплый прием и отметил, что это его первый, но обязательно не последний визит в Абхазию. «Мне очень понравилась ваша страна, я обязательно приеду еще и, думаю, будут и официальные делегации из моей страны. Нам надо укреплять отношения», – подчеркнул Вала.
Во встрече у премьера приняли участие также первый вице-премьер Шамиль Адзынба, глава МЧС Лев Квициния. Состоялась и встреча с министром обороны Абхазии Мирабом Кишмария.
А сегодня я встретился с ангольским гостем, после того как он побывал на могиле отца своего московского друга, которого он знал при жизни и воспринимает и как собственного отца. Вала сказал несколько слов для «Эхо Кавказа»:
«Я приехал в Абхазию через моего друга. Когда умер его папа, я не был… Не приехал на похороны. Но сейчас у меня была возможность для того, чтобы приехать. Я приехал в Москву, нахожусь в отпуске. И использовал это время для того, чтобы побывать в Абхазии, где похоронен его папа, наш папа. Встретили меня на высшем уровне. Мы говорим про дружеские отношения…
Отношения Абхазии и России – это, считай, отношения Абхазии и Анголы. Поэтому, я думаю, все будет хорошо, ибо мы выходим на Абхазию через Россию.
– По вашему впечатлению, есть что-то общее между Анголой и Абхазией? В природе…
– Да. Я вообще считаю, что природа почти одинаковая. У нас есть одна провинция, которая называется Лубанго. Это почти как Абхазия».
Я заинтересовался этой провинцией и после нашей встречи решил найти ее в интернете на карте Анголы. Это, правда, не провинция, а центральный город провинции Уила (тут, наверное, сказалось несовершенное владение русским языком моего собеседника). Провинция же находится на юго-востоке Анголы, причем, вопреки моему ожиданию, не на побережье Атлантического океана, хотя и недалеко от него. А восточнее начинается пустыня Намиб, занимающая большую часть территории этой страны, расположенной на юго-западе африканского континента.
Я решил освежить свои знания об Анголе в Википедии и узнал много для себя нового. Например, что она занимает 22-е место по территории в мире, на ее площади уместились бы Франция, Германия и Италия вместе взятые. Население – около 25 миллионов человек. Как известно, немало столетий Ангола была колонией Португалии, поэтому португальский и сейчас является там государственным языком. А на западном берегу Атлантического океана лежит другая бывшая колония Португалии и португалоязычная страна – Бразилия. Так вот, оказывается, за триста лет из Анголы в Бразилию было вывезено пять миллионов рабов. Следовательно, между этими странами по обе стороны океана есть не только языковое, но и этническое, на генном уровне родство.
Ангола оставалась португальской колонией до 1975 года, хотя почти весь африканский континент уже был свободным тогда от колониальной зависимости. Но, не успев вдохнуть полной грудью воздух свободы, страна погрузилась в пучину гражданской войны. Хорошо помню, что во времена моей молодости, во второй половине 70-х, советские газеты пестрели сообщениями о боевых действиях между тремя группировками, которые сформировались еще в период борьбы за независимость, – МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы), УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), ФНЛА (Национальный фронт освобождения Анголы). Первая из них сразу пришла к власти в столице страны Луанде, но ей пришлось долго сражаться с другими. Во время одного из периодов гражданской войны за УНИТА воевали солдаты ЮАР, а за МПЛА – кубинцы. В 1979 году умершего первого президента Анголы Агостиньо Нето сменил Жозе Эуарду душ Сантуш, который правит страной вот уже 27 лет и которому в нынешнем августе исполняется 74 года. В 60-е годы он учился в Баку, в Азербайджанском институте нефти и газа. Близкие отношения, существовавшие у руководства Анголы с Советским Союзом, сохраняются у нее и с Россией. Измученная гражданской войной страна в последние годы успешно развивается, ее ВВП растет примерно на 15 процентов в год. Ангола богата полезными ископаемыми, прежде всего нефтью и алмазами.
А еще мне вспомнилась сегодня «теория шести рукопожатий», согласно которой любые два человека на Земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей или рукопожатий). Между тем с ангольским президентом, имя которого так часто слышал в СМИ лет 30-35 назад, меня теперь разделяют только два рукопожатия. Ведь, насколько знаю, генерал Вала, который крепко пожал мне руку на прощание, весьма близкий человек для Жозе Эуарду душ Сантуша.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия