Решение президента Грузии Георгия Маргвелашвили назвать дату парламентских выборов за полгода до их проведения вызвало недовольство большей части грузинской оппозиции. Многие ее лидеры считают, что президент поспешил и тем самым учел лишь мнение правящей партии «Грузинская мечта».
«Президент не нарушал закон, но зачем надо было так торопиться?» – недоумевали сегодня большинство оппозиционеров, обсуждая решения президента Георгия Маргвелашвили о назначении даты парламентских выборов. Накануне, после консультации с премьер-министром Георгием Квирикашвили, президент заявил, что выборы состоятся 8 октября. Его администрация уже направила распоряжение главе правительства для контрассигнации.
Все политические партии осведомлены, что парламентские выборы по закону должны состояться не позднее октября. Дату определяет президент, однако мало кто ожидал, что это произойдет за полгода до выборов. Такого раньше никогда не было. Кроме того, распоряжение войдет в силу лишь 8 августа, тогда и начнется предвыборная кампания, а соответственно, и станут действовать ограничения для чиновников от правящей силы «Грузинская мечта». Все это для представителей 13 оппозиционных партий, добивающихся реформы избирательной системы, стало неприятным сигналом, говорит глава политического объединения «Гражданский альянс за свободу» Зураб Харатишвили:
«Внепарламентская оппозиция ведет переговоры с властью о том, как улучшить избирательную систему. Ответ на наши предложения станет известен 15 апреля. А президент, официально включив предвыборный режим, фактически заявил, что все это не нужно. Думаю, со стороны президента это был необдуманный шаг».
Обиду на президента оппозиционеры держат еще и потому, что он кроме премьер-министра ни с кем не проконсультировался. Назначение выборов на начало октября устраивает правящую силу, считают они. На предвыборную агитацию выделено два месяца, из них один – август, так называемый мертвый сезон, когда укрывающихся от жары избирателей трудно разогреть политически.
Эти аргументы не разделили в парламентской оппозиции и бывшие «мечтатели» – «республиканцы», «промышленники» и «форумчане», отметив, что с избирателем нужно работать в любых климатических условиях, а то, что выборы состоятся в октябре, было известно уже давно.
Дата выборов, как и сама процедура, не вызвала критику профильных НПО. Сожаление у них вызывает другое: все это время правозащитники добивались того, чтобы ограничения для чиновников на агитацию были задействованы за четыре месяца до выборов, говорит представитель Transparency International Леван Натрошвили:
«Те ограничения на агитацию, которые касаются использования административных ресурсов, войдут в силу за два месяца до выборов. Это значит, что оставшееся время чиновники свободно могут использовать в личных политических целях. Не закон, но принципы справедливых и прозрачных выборов будут нарушены. Эти принципы должны соблюдаться для создания конкурентоспособной среды».
В свою очередь другие наблюдатели предрекают, что с учетом недавних вбросов секс-компроматов на политиков предстоящая предвыборная гонка будет «грязной». Тем не менее многие видят интригу в том, что большинство политических партий будут участвовать в выборах по отдельности, а если и объединятся, то по причине идеологического родства, а не из-за желания выступить единым фронтом против правящей силы. Эта «изюминка» предстоящих выборов грозит долго хранить свой «вкус». Сегодня среди политиков мало кто сомневается, что по мажоритарным округам в большинстве случаев понадобится второй тур. Набрать необходимых 50% голосов избирателей с первого раза удастся единицам.