Пограничная служба Южной Осетии снимает ограничения на посещение приграничных сел цинагарской зоны для жителей Ленингорского района. Им для этого больше не будут нужны специальные пропуска. По информации сотрудников администрации района, решение было приято по просьбам местных жителей.
По словам гражданской активистки из Ленингора Тамары Меаракишвили, приблизительно десять дней назад жителей района и гостей из Цхинвала пограничники перестали пускать в села т.н. цинагарской зоны без специальных пропусков, которые, по их словам, нужно было получить в Цхинвале.
В принципе, дело понятное – села находятся в непосредственной близости к границе, для их посещения нужно специальное разрешение погранслужбы. Но то ли служивые невнятно объяснили, то ли местные не поняли и по району поползли слухи, говорит Тамара Меаракишвили:
«Так совпало, что в это же время пограничники на пропускном пункте стали тщательно досматривать ручную кладь. Проверяли то, на что раньше не обращали внимания, – сумки, пакеты, да еще фотографировали багаж. А тут еще и Цинагар… Мы тогда подумали: не иначе что-то происходит и из-за этого усиливают меры безопасности».
Когда выяснилось, в чем дело, местные жители стали обращаться к пограничникам с просьбами о послаблении приграничного режима. Просили сделать исключение хотя бы для жителей Ленингорского района, говорит Тамара Меаракишивли.
Восточная или грузинская часть района после строительства дороги Ленингор-Цхинвал стала местом доступным. Без проблем можно ездить и в Цхинвал, и в Тбилиси. А вот цинагарская или осетинская часть района, и без того труднодоступная в связи с этими ограничениями, стала еще более изолированной от внешнего мира, говорит Тамара Меаракишвили:
«Мы поддерживаем связи с цинагарцами, кто-то по делам туда ездит, кто-то к родственникам, поэтому нововведения затронули и нас, и их.
– Сколько километров от Цинагара до дороги Цхинвал-Ленингор?
– Около тридцати пяти километров. Дорогу на Цинагар построили после войны 2008 года. Считается, что она в хорошем состоянии, но это неправда – дорога очень плохая. Вообще, в Цинагаре трудная жизнь. Я иногда жалуюсь, что так и не произошло интеграции Ленингора в республику, но у цинагарцев дела еще хуже – для них и мы далеко, и Цхинвал».
Сегодня в администрации Ленингорского района мне сообщили, что по просьбам местных жителей югоосетинские и российские пограничники сняли ограничения с проживающих в районе. Теперь они смогут посещать Цинагар без пропусков. По словам Тамары Меаракишвили, жители района такому решению рады.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия