Правительство Армении одобрило законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха. Законопроект, подготовленный депутатами парламента Заруи Постанджян и Грантом Багратяном, теперь должен быть рассмотрен в парламентском комитете, после чего будет вынесен на пленарное заседание. Однако, судя по всему, этого не произойдет.
Законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха был подготовлен оппозиционными депутатами, членом фракции «Наследие» Заруи Постанджян и экс-премьером Грантом Багратяном. Это не первая попытка, вопрос о признании самопровозглашенной республики периодически поднимался в парламенте Армении, но дальше его внесения в повестку дня дело обычно не шло. Однако сегодня обсуждение протекает на фоне небывалого обострения на линии соприкосновения в Карабахе. Поскольку в Армении эти события считают агрессией со стороны Азербайджана, инициатива приобретает значительно более глубокий политический смысл.
Автор законопроекта Заруи Постанджян полагает, что такой шаг станет сигналом для массового признания Карабаха со стороны других государств:
«После того, как мы примем признание Республики Арцах, все армяне мира должны как бы в свою программу внести именно задачу – требование от всех правительств других государств такого признания. Другие правительства тоже начнут друг за другом признавать независимость Нагорно-Карабахской Республики и, соответственно, вести дипломатические отношения. Армяне сейчас проживают по всему миру, имеют свое особенное место в этих государствах и также могут влиять на политику других государств».
Риски возобновления широкомасштабной войны Заруи Постанджян не связывает со своей инициативой:
«На данный момент практически отсутствует какой-либо диалог. Война, если она должна быть, то она будет, несмотря на то, признают Нагорный Карабах или нет».
Эксперт ереванского Центра демократии, безопасности и развития Марта Айвазян отмечает обратную зависимость: как нынешняя, так и все прежние попытки поставить вопрос о признании были связаны с обострением на линии соприкосновения:
«Он возникал на фоне бездействия и безразличия международного сообщества. Конечно же, есть такой фактор, как усталость от конфликта, и, соответственно, конфликт в Нагорном Карабахе не является приоритетным ни для кого. С моей точки зрения, это может быть какой-то, если можно так сказать, мессидж международному сообществу с целью обратить большее внимание».
Между тем отношение к законопроекту остается весьма неоднозначным и в Армении, и в Карабахе. Заместитель начальника аппарата руководителя самопровозглашенной республики Давид Бабаян отметил, что, являясь сторонниками такого признания, руководство считает, что Армения не должна быть первой страной, которая о таком признании заявит. Армянские эксперты, отмечая риски, связанные с принятием решения о признании и соответствующим фактическим выходом Армении из переговорного процесса, полагают весь этот сюжет политической игрой.
«Если признание произойдет, хотя, с моей точки зрения, сейчас говорить о признании рано, то сам переговорный процесс, который продолжался все эти двадцать лет, фактически должен быть пересмотрен, и все достигнутые договоренности, можно сказать, обнуляются. В то же время мы понимаем, что ситуация, при которой конфликт в какой-то момент может перерасти в полномасштабную войну, не нужна никому», – полагает Марта Айвазян.
– Как вы думаете, насколько руководство Армении контролирует весь процесс?
– Честно говоря, я не склонна думать, что этот процесс может выйти из-под контроля».
Руководство Армении, впрочем, само давало понять, что не стоит драматизировать историю с признанием. МИД страны объяснил, что в реальную плоскость вопрос будет поставлен только в случае агрессии со стороны Азербайджана. Заключение правительства не означает согласия с этой инициативой, отмечается в сегодняшнем заявлении МИД. Многие эксперты полагают, что Ереван сознательно выполнил все необходимые формальности, чтобы иметь возможность поставить вопрос в любой момент и решить его без проволочек.
Возможно, понимая это, достаточно спокойно отреагировали на происходящее все заинтересованные стороны. Марта Айвазян полагает, что Ереван заблаговременно ознакомил их со своими планами:
«Я думаю, что этот вопрос обсуждался. И вообще, я склонна думать, что все, что происходит сейчас в Армении, происходит если не с подачи Москвы, то, во всяком случае, с молчаливого согласия Москвы.
– Вы полагаете, что нынешний демарш может быть совместным сигналом Москвы и Еревана?
– Я полагаю, что это возможно».
Пленарное заседание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о признании, назначено на 10 мая. Вопрос о признании Карабаха в повестку дня заседания не попал.