В воскресенье, 15 мая, в Новоафонском монастыре пройдет второе Церковно-народное собрание, организованное Священной митрополией Абхазии. Организаторы собрания формулируют свою конечную цель – каноническое признание независимой церкви Абхазии. Накануне Всеправославного Собора еще раз будет оглашено обращение к Вселенскому патриарху о признании Абхазской автокефальной церкви и заявлено, что грузинский патриарх Илия II не представляет ни абхазскую церковь, ни христиан Абхазии.
Первое Церковно-народное собрание прошло в Новоафонском монастыре ровно пять лет назад. Более 70 тысяч православных Абхазии поставили свои подписи под обращением к Вселенскому патриарху о признании независимой Абхазской церкви. Она, в соответствии с церковными канонами, находится под юрисдикцией Грузии, но на самом деле не имеет к грузинской церкви никакого отношения вот уже четверть века, со времен грузино-абхазской войны. Этой «неокормленной» ситуацией воспользовалась Русская православная церковь, рукоположив целую плеяду абхазских священнослужителей.
Но двойные стандарты РПЦ, с одной стороны признающей каноническую территорию Грузии, а с другой – агрессивно влияющей на церковную ситуацию в Абхазии, стали причиной раскола абхазских православных священников, большая часть которых смиренно надеется то ли на содействие русского патриарха в каноническом решении вопроса абхазской церкви, то ли на вхождение абхазской церкви в состав РПЦ и новоафонских монахов, создавших Священную митрополию Абхазии (СМА) и выбравших путь канонического признания независимой абхазской церкви. Позиция СМА очевидно больше пришлась по душе абхазам, преодолевшим за последние четверть века все существующие и несуществующие международные догмы, блокады, запреты, чтобы провозгласить государственную независимость страны. И теперь даже Всевышний не сможет убедить абхазов, что абхазская церковь является «канонической территорией Грузии». Государственность и независимость страны в понимании каждого связана с независимостью абхазской церкви. Именно поэтому пять лет назад подписи под письмом Вселенскому патриарху поставили 70 тысяч православных христиан Абхазии, а участие в Церковно-народном собрании приняли как христиане, так и представители других религиозных конфессий, что свидетельствует о том, что вопрос Абхазской православной церкви давно перерос из религиозного в политический.
И церковные каноны, на которые любят ссылаться священнослужители, тут ни при чем. На мой христианский взгляд светского человека, отдающего дань уважения всем религиозным конфессиям, абхазская церковь – это, прежде всего, огромное для такой маленькой территории количество памятников христианской культуры. Это наша история, и, простите за собственнические настроения, это, прежде всего, наше национальное достояние. И мне не важно, что думают по этому поводу все патриархи мира – грузинский Илия II, московско-русский Кирилл и Вселенский Варфоломей. При всем уважении к их сединам – решать судьбу абхазской церкви имеют право только граждане нашей страны.
Патриархам, людям, умудренным опытом, просто нужно смириться и согласиться с решением, которое принято народом страны. И это было бы по-христиански. Что касается церковных канонов, они не придуманы Всевышним, над ними, как и над законами, трудились политики (не важно, воцерковленные или нет) для того, чтобы загнать общество в определенные рамки. Но если законы останавливают развитие, – их меняют. Если церковные каноны становятся абсурдными, противоречат здравому смыслу и времени – значит пришла пора вносить в них коррективы. В истории всех конфессий это случается, и православным священнослужителям не стоит сопротивляться времени.
Понятно, что я пойду на Церковно-народное собрание не только как журналист, а просто как свободолюбивый человек: независимость моей страны неотделима от независимости церкви. Другая церковь, пусть даже созданная в соответствии со всеми существующими канонами, мне, православной абхазке, просто не нужна – я найду, где помолиться Всевышнему.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции