ПРАГА---В Абхазии накануне воскресенья 15 мая тема номер один – намеченное на этот день второе Церковно-народное собрание. Оно собирается по инициативе Священной абхазской митрополии для обсуждения выхода из канонического тупика, в котором уже долгие годы находится Абхазская православная церковь. С одной стороны, она формально остается частью Грузинской православной церкви, с другой, фактическое окормление осуществляется Московским патриархатом. Священная абхазская митрополия видит выход в провозглашении автокефальной Абхазской церкви и призывает к этому константинопольского патриарха Варфоломея. О политическом значении происходящего и перспективах этого процесса рассуждает в традиционной рубрике «Гость недели» руководитель сухумского Центра гуманитарных программ Арда Инал-Ипа.
Вадим Дубнов: Происходящее в Абхазской церкви выглядит как проекция всей общественно-политической ситуации в Абхазии. Действительно ли это так?
Арда Инал-Ипа: Нет, я бы не сказала, потому что церковный конфликт не отражает конфликт в политической сфере, и нельзя сказать, что общество делится точно так же по политическим интересам. Здесь немного другие мотивы. Так что это не совсем отражение – это другой, самостоятельный серьезный конфликт.
Вадим Дубнов: Но можно отделить религиозную составляющую от политической?
Арда Инал-Ипа: Конечно, можно, хотя достаточно много вещей, связанных с политикой, как это, в общем-то происходит везде. Церковь сейчас сильно связана с политической сферой, и у нас тоже.
Вадим Дубнов: Некоторые абхазские наблюдатели и эксперты говорят о том, что происходящее в церкви – требование автокефалии – это продолжение борьбы за независимость Абхазии. Вы согласны с этой позицией?
Арда Инал-Ипа: Я согласна, что это очень связанные вещи. В историческом плане, честно говоря, сначала Абхазия приобрела автокефалию с большим трудом, и это была такая выверенная многоходовая политика в средние века, и уже потом Абхазия приобрела самостоятельность как абхазское государство, и самостоятельность Абхазской церкви играла очень большую роль в том, каким стало абхазское государство. Сейчас у нас немного другая последовательность, но то, что независимость Абхазии требует и независимости автокефалии Абхазской церкви, я с этим согласна. Конечно, эти вопросы связаны.
Вадим Дубнов: Иногда создается впечатление, что то, что не могут сказать политики, говорят церковные деятели...
Арда Инал-Ипа: Я думаю, что в какой-то степени это так и, во всяком случае, представители митрополии достаточно открыто говорят о многих проблемах, которые связаны не только с Грузинской православной церковью, но и с Русской православной церковью, с вопросами, которые касаются и вообще православной церкви, и готовящегося Вселенского Собора и т.д. То есть достаточно открытый и откровенный разговор ведется лидерами Священной абхазской митрополии.
Вадим Дубнов: Какую позицию занимает власть, ведь ситуация для нее достаточно двусмысленная?
Арда Инал-Ипа: Конечно, ситуация, которая сложилась в Абхазии, требует изощренной внутренней абхазской политики, и здесь очень простыми действиями и решениями, наверное, трудно справиться с ситуацией. Здесь требуется очень тонкий подход, и мне кажется, могло бы помочь зафиксированное в нашей Конституции отделение церкви от государства. К сожалению, мы видим достаточно активное вмешательство исполнительной власти в некоторые вопросы.
Вадим Дубнов: Я еще раз вернусь к вопросу о проекции, ведь это, собственно говоря, разговор о месте церкви между Грузинской церковью и Русской православной церковью и внешним миром, символом которого в данном случае является Константинополь. А не эти же ли проблемы испытывает и светская власть?
Арда Инал-Ипа: Я бы так не сказала, потому что если в политическом плане Россия признала независимость абхазского государства и имела на это полное право, то Русская православная церковь не признает и не может по каноническим законам признать автокефалию Абхазской церкви. Здесь совершенно иная ситуация. Русская православная церковь неоднократно подтверждала то, что она признает Абхазию канонической территорией Грузинской православной церкви, что никак не может удовлетворять абхазских христиан, Абхазскую церковь. Несмотря на сложные пути выхода из этой ситуации, как раз Священная абхазская митрополия видит выход в том, чтобы признать существующую реальность – то, что Грузинская православная церковь уже 20 с лишним лет не имеет возможности окормлять паству в Абхазии. Поэтому сам по себе этот факт достаточен для того, чтобы не считаться, что мы находимся в управлении Грузинской церкви, и поставить этот вопрос таким образом, чтобы из этого тупика нам помогли выйти международные институты, в частности, Вселенская патриархия, – какое-то временное управление. К сожалению, есть представители и Русской, и Грузинской церквей, которые считают нынешнюю ситуацию вполне приемлемой, которая может так продолжаться веками – когда канонически мы являемся территорией Грузинской церкви, а в управлении будем находиться у Русской церкви. Это будет означать тупиковый путь для Абхазской церкви – она просто не сможет развиваться в таком положении. Понятно, что это проблема именно абхазских православных, именно Абхазской церкви, поэтому мы ищем выход и хотим озвучить эти проблемы, наше дальнейшее видение именно во время Вселенского Собора. Понятно, что мы не являемся участниками этого Собора, но мы хотим озвучить нашу позицию, проблемы, и вот этому будет посвящено Собрание.
Вадим Дубнов: У Русской православной церкви тоже нет однозначной позиции по этому вопросу...
Арда Инал-Ипа: У Русской православной церкви, мне кажется, достаточно определенная, четкая позиция, которая заключается в том, чтобы не пересматривать канонические границы. Это относится и к Украинской церкви, и к Молдавской церкви, и, конечно, они не хотят такого прецедента и в Абхазии, хотя понимают, что в политическом отношении Абхазия давно отошла от Грузии и это ставит вопрос и о самостоятельности Абхазской церкви.
Вадим Дубнов: Насколько адекватны расчеты Виссариона Аплиаа на Русскую православную церковь?
Арда Инал-Ипа: Помощь как бы бывает разная. Мы очень благодарны – эту помощь мы получали в виде молодых священников, которые получали замечательное образование в России, и в виде помощи в ведении церковной жизни, и во многих других вопросах. Но что касается канонического решения, то здесь, к сожалению, Русская церковь не может нам помочь, и это неоднократно озвучивалось в лице многих достаточно высокопоставленных священнослужителей, поэтому утверждение о том, что в Москве есть возможность решения именно канонического вопроса Абхазской церкви, не соответствует действительности.
Вадим Дубнов: Означает ли это, что если Москва не может вам помочь, то она способна помешать тем, кто инициирует Церковное собрание, т.е. Священной абхазской митрополии?
Арда Инал-Ипа: Я так не думаю. Я думаю, что все-таки для Москвы это внутренний абхазский вопрос. Сложность нашего вопроса не только в том, что внешние силы – кто-то несознательно – не благоприятствуют решению этого вопроса, кто-то просто не имеет таких прав, но главная сложность, как мне кажется, в том, что у нас внутри нет согласия и нет единого видения того, как должна развиваться Абхазская церковь. Мне кажется, что здесь больше проблем внутри. Иногда часть абхазского духовенства призывает внешние силы к тому, чтобы помочь во внутренней борьбе. Насколько отзовутся, и кто отзовется, и какие слои в других церквях, – это уже не ко мне вопрос.
Вадим Дубнов: Ответы на эти вопросы отчасти даст само Собрание и количество людей, которое его посетит, если я правильно понимаю...
Арда Инал-Ипа: Я думаю, да. То, насколько христиане Абхазии поддержат шаги Священной абхазской митрополии по выходу из этого канонического тупика, по предложению шагов. Да, это долгосрочный путь, но, по крайней мере, он выверенный и основан на существующих канонических законах. Поэтому степень поддержки общества будет решать очень многое в воскресенье и в последующее время.
Вадим Дубнов: У оппонентов Священной абхазской митрополии есть еще один аргумент: они говорят о нелегитимности самого Собрания как такового...
Арда Инал-Ипа: Знаете, само слово «церковь» означает «собрание», поэтому именно собрание христиан – это самый легитимный орган. Я считаю, что это неверная критика.
Вадим Дубнов: Насколько обоснованы надежды на помощь Константинополя, ведь, собственно говоря, уже встречался господин Дбар с Варфоломеем, и вроде бы были обещания помощи, но, тем не менее, никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается с тех пор?
Арда Инал-Ипа: Конечно, уповать на то, что Константинополь может как-то разово решить все проблемы, совершенно не стоит, но важен тот момент, что сейчас в Константинополе прекрасно представляют реальную ситуацию в Абхазии. Если раньше Грузинская церковь доносила свою информацию до Константинополя, говоря о том, что в Абхазии все в порядке, что грузинские священники и епископы приезжают, имеют непосредственную живую связь со священством Абхазии, то сейчас в Константинополе имеют полную, реальную картину происходящего: что связи прерваны и что нет никакого подчинения и взаимосвязи с Грузинской церковью. Это очень важно, и это неприемлемое состояние для православной церкви, поэтому Константинополь должен предложить свое решение. Одно из возможных решений – это временное взятие в управление Абхазской церкви. Не сразу признание автокефалии, но подчинение какому-то более высокому уровню. Как это иногда бывает и в политических ситуациях, так это может быть и в церковном отношении.
Вадим Дубнов: Я понимаю, что на этот вопрос вы, скорее всего, прямо не ответите, и, тем не менее, есть ли какие-то основания полагать, что Константинополь может отнестись с пониманием к обращениям Церковного собрания?
Арда Инал-Ипа: Я думаю, что Константинополь точно примет к сведению, а дальше там решается консенсусом, так что это очень трудно как-то предсказывать. Но то, что пойдет реальная информация от людей, которые непосредственно являются священниками именно в Абхазии и служат в абхазских церквях, – вот это факт, и то, что не смогут от этой информации как-то отстраниться, а примут ее к сведению, я думаю, на это тоже можно рассчитывать. Как дальше эта информация будет использована и какие на ее основе будут приняты решения, – это, конечно, мне сложно сказать.
Вадим Дубнов: Какую роль во всем этом может сыграть официальная абхазская власть, ведь прежняя власть была не на стороне Священной абхазской митрополии? Как вы думаете, что она может сделать для решения вопроса о выходе из этого тупика?
Арда Инал-Ипа: Я бы не сказала так однозначно, что прошлая власть была не на стороне. Я бы так сказала: она все-таки держалась в стороне от обеих церковных общин, потому что было очень много попыток решить вопрос, освободить Новоафонский монастырь. Все-таки власть не давала добро на такое решение. Что касается нынешней власти, конечно, очень важно, и для Константинополя тоже, мнение и позиция светских властей. Несмотря на то, что церковь отделена, это другие институты, но, тем не менее, позиция власти очень важна. Я думаю, что у нашей власти есть возможности проявить заинтересованность в том, чтобы такой важнейший институт, как Абхазская церковь, зажил полноценной жизнью. Если это будет выражено, то я думаю, что это поможет и будет очень серьезным шагом, который останется в истории Абхазии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия