Одна из самых обсуждаемых тем в последнее время в Южной Осетии – работа мобильных операторов связи на территории республики. К компании «Мегафон-Южная Осетия» общество не устает предъявлять претензии, которые усугубились еще и недавней технической аварией. Пытается пробить себе жизнь оператор «ТЕЛЕ2», оборудование которого было несколько лет назад завезено в республику. На фоне недовольства населения в попытке решить проблему активизировалось и само государство.
Проблемы с интернет-связью, предоставляемой компанией «Мегафон» в Южной Осетии, начались еще на прошлой неделе. После выходных пресс-служба компании распространила заявление, в котором сообщалось, что произошло «повреждение оптоволоконной линии «Газпром-Телеком», через которую обеспечивается подключение к сети интернет». И что на данный момент «Мегафон-Южная Осетия» работает по резервному каналу. На фоне праздничного молчания представителей оператора в обществе появилась даже версия о мести компании за активный сбор подписей, устроенный активистами из числа молодежи – плохое качество связи и высокие цены стали, по их словам, поводом для ее начала. После обнародования этого сообщения жителям республики стало понятно: оптоволокно в Южную Осетию все же подведено, несмотря на разговоры о его отсутствии, и нарушение работы единственного оператора мобильной связи не очень благоприятно сказывается на жизни государства.
В то же время в обществе муссировались слухи о скором появлении второго оператора связи. Глава Госкомитета связи Хасан Гиголаев, общаясь недавно с «Эхо Кавказа», заявил о полной готовности к запуску оборудования оператора сотовой связи «ТЕЛЕ2». По его словам, государству осталось только внести финансовую лепту в размере 70-80 млн рублей, эквивалентных 25% его доли участия. 25% акции, сейчас принадлежащих государству в компании «Мегафон-Южная Осетия», по словам Гиголаева, прибыли пока не приносят, так как компания имеет финансовые проблемы, связанные с выплатой взятых на развитие связи кредитов.
Мой источник в местном правительстве был удивлен заявлениями о готовности запуска связи «ТЕЛЕ2» на территории республики. По его словам, оборудование, о котором идет речь, было закуплено несколько лет назад и давно устарело для эксплуатации. Об участии в этом проекте государства речи тоже не идет. Как говорит источник, во время недавней поездки в Москву президент Тибилов встречался с главой «Газпрома» Алексеем Миллером и обсуждал прокладку оптоволокна для интернет-связи, телефонии и цифрового телевидения. И «ТЕЛЕ2» в эти планы точно не входит.
Другой собеседник, который также согласился пообщаться на условиях анонимности, рассказал, что все оборудование «Скайлинк» (сейчас «Скайлинк» принадлежит «ТЕЛЕ2») было по договору завезено, смонтировано и полностью оплачено самой фирмой. Пуско-наладочные работы успешно прошли уже в 2010 году. После августовской войны «Скайлинк» «задумывался как быстрая альтернатива разрушенной городской сети, как хорошая альтернатива связи в горах, высокоскоростной доступ к интернету в самом Цхинвале. Для запуска этой связи, по его подсчетам, реально требуется не больше полутора миллионов рублей. Поэтому разговоры о необходимости внесения государством 70-80 миллионов для появления второго оператора связи он считает некорректными: «кто- то явно на волне недовольства народа хочет заработать». Даже в случае запуска «ТЕЛЕ2», уверен он, оператор не составит конкуренции компании «Мегафон-Южная Осетия»: «для этого надо запустить GSM-оператора, это можно сделать достаточно быстро (до полугода), на это уйдет приблизительно 1 млн долларов, но уверен, что дальше разговоров дело не пойдет», – добавил он.
Свой скептицизм в отношении работы мобильных операторов в Южной Осетии он подкрепил еще и информацией о деятельности компании «Мегафон-Южная Осетия». Разговоры о многомиллионных долгах компании он назвал фантомами, по его информации, сумма «долга» пропорциональна неофициальным доходам, которые она получает через определенные схемы. «Способов регулирования рынка и цен «Остелекома» без вмешательства власти в коммерческую деятельность этого предприятия просто немерено. Было бы желание». Но государство, продолжил мой собеседник, подыгрывает этому фарсу.
Инициаторы запуска в Южной Осетии оператора связи «ТЕЛЕ2» обещали пообщаться со мной и высказать свою позицию позже. Сейчас их мнение больше транслируется в социальных сетях, где они горячо защищают свою идею и спорят с оппонентами.
В любом случае и «Мегафон-Южная Осетия», и возможный оператор «ТЕЛЕ2» – это коммерческие структуры, в деятельность которых государство не имеет права вмешиваться. Договоренности Леонида Тибилова с «Газпромом» о предоставлении государству возможности использования оптоволокна может стать хорошей новостью для уставших от «сотовых» дрязг жителей республики. Правда, вопрос о времени и цене при этом остается пока открытым.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия