Сегодня впервые за четыре года состоялась встреча в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ) в Гали. На ней грузинская сторона потребовала выдачи Рашида Канджи-оглы, который обвиняется в умышленном убийстве беженца из Абхазии Гиги Отхозория. Инцидент произошел 19 мая на контролируемой грузинскими властями территории в селе Хурча.
С утра на Ингурском мосту скопилось давно не наблюдавшееся здесь скопление автомобилей с правительственными и дипломатическими номерами. Представители Верховного комиссариата ООН по делам беженцев из Гали, не общаясь с журналистами, дожидались участников встречи в рамках механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПРИ) из Тбилиси, представителей грузинских властей, ОБСЕ и Миссии наблюдателей ЕС. Приехав, они пересели в белые автомобили с опознавательными знаками ООН и направились на другую сторону Ингури. Там их ждали представители абхазской и российской сторон.
«Встреча прошла в спокойной и конструктивной атмосфере», – сообщил глава аналитического департамента Службы госбезопасности Грузии Ираклий Берая по окончании встречи журналистам, ждавших более четырех часов на Ингурском мосту.
Как выяснилось, грузинская сторона передала представителям властей самопровозглашенной республики видео- и фотоматериалы, связанные с убийством гражданина Грузии, беженца из Абхазии Гиги Отхозория в селе Хурча. Кадры, зафиксированные наблюдательной камерой 19 мая вблизи контрольно-пропускного пункта Хурча – Набакеви, многим хорошо знакомы. На них видно, как несколько вооруженных людей гонятся за Отхозория, пересекают административную линию, и уже на контролируемой грузинскими властями территории в людном месте один из вооруженных людей производит выстрел в голову упавшего на землю Отхозория, после чего они возвращаются обратно. Местные в стрелявшем абхазском пограничнике опознали Рашида Канджи-оглы.
Грузинские следственные органы уже предъявили ему обвинение в умышленном убийстве. Теперь они ждут согласия от Интерпола для объявления предполагаемого убийцы в международный розыск. Сегодня же на гальской встрече грузинская сторона потребовала его выдачи, но получила отказ, заявил об этом Ираклий Берая:
«Они (абхазская сторона) сказали, что для передачи нужна соответствующая правовая база и что об этом рано говорить. Это для нас неприемлемо. На той стороне Ингурского моста не существует никакого субъекта международного права. Существует оккупированная территория, на которой осуществляется контроль оккупационными силами. Наша главная цель будет неизменной, наша позиция будет принципиальной и требования не изменятся. Мы во всех форматах будем добиваться того, чтобы убийца Гиги Отхозория предстал перед грузинским правосудием».
Подробности общения Ираклия Берая с журналистами рассказывает местный корреспондент грузинской службы Радио Свобода Тамар Зантарая:
«Абхазская сторона не подтвердила информацию о задержании или же отъезде в Россию обвиняемого в убийстве. По словам Берая, представители абхазской стороны заявили, что, не будучи сотрудниками военной прокуратуры, не владеют такой информацией. Сама встреча состоялась, как прежде, четыре года тому назад, в верховном комиссариате ООН в Гали. От проведения встреч в рамках МПРИ абхазская сторона отказалась в апреле 2012 года, объявив тогдашнего главу Миссии наблюдателей ЕС Анджея Тышкевича нежелательной персоной. О возобновлении встреч стороны достигли договоренности на 35-м раунде женевских дискуссий 23 марта».
Встреча в рамках МПРИ была назначена на 6 июня, однако из-за убийства гражданина Грузии по просьбе грузинской стороны она состоялась сегодня. Встревоженные убийством местные жители особенно обрадовались возобновлению встреч. Некоторые из них на условиях анонимности об этом рассказали Тамаре Зантарая на Ингурском мосту.
Мужчина: «Для нас будет лучше, если эти встречи продолжатся, хоть что-то изменится к лучшему. Сейчас там никто ни о чем не спрашивает».
«Я одобряю эту встречу. Что самое ценное? Жизнь человека. Не имеет значения, кто он: грузин, абхаз, осетин или русский».
Женщина: «Я обрадовалась, это шаг вперед, может быть, и другие шаги будут, посмотрим».
Позитивно оценивают возобновление гальских встреч и в Тбилиси. Глава института многосторонней дипломатии конфликтолог Леван Герадзе отмечает, что все стороны в первую очередь должны исходить из интересов и безопасности местного населения:
«Это (встреча в Гали) первая ласточка и очень хороший пример. То, что абхазы согласились на восстановление встреч, говорит об их желании урегулировать проблемы, а для этого необходимо сотрудничество. На первых порах нужно хотя бы восстановить связи между представителями силовых структур с обеих сторон, которые могут контролировать там ситуацию. Естественно, в этот процесс должны быть вовлечены международные посредники, нельзя оставаться один на один с Российской Федерацией».
Леван Герадзе отмечает, что такой опыт коммуникации в грузино-абхазских переговорах был и до гальских встреч – например, многосторонние встречи в Чубурхинджи или так называемая горячая линия ООН, которая позволяла решать гуманитарные вопросы или противодействовать криминалу. Конфликтолог советует грузинским властям более активно привлекать внимание к проблемам на территориях самопровозглашенных республик международного сообщества.
«Но эта политика не должна быть истеричной», – спешит добавить Леван Герадзе.
Вопросы выдачи грузинской стороне обвиняемого в убийстве Гиги Отхозория и восстановления «горячей линии», которые сегодня обсуждались в Гали, войдут в повестку дня очередного раунда женевских дискуссий 14-15 июня. Очередная встреча в Гали должна состояться 6 июля.