Accessibility links

Меньше Грузии в ИГИЛ, меньше ИГИЛ в Грузии


По данным СГБ Грузии, на которые ссылаются авторы доклада, в рядах ИГИЛ или Аль-Каиды воюют от 50 до 100 граждан Грузии из регионов, населенных преимущественно мусульманами Аджарии и Панкисского ущелья
По данным СГБ Грузии, на которые ссылаются авторы доклада, в рядах ИГИЛ или Аль-Каиды воюют от 50 до 100 граждан Грузии из регионов, населенных преимущественно мусульманами Аджарии и Панкисского ущелья

Сегодня Госдепартамент США обнародовал доклад о терроризме за 2015 год. Как отмечается в докладе, в мире произошло около 12 тысяч терактов, погибло более 28 тысяч человек, пострадало 35 тысяч, а в плену у террористов оказалось более 12 тысяч человек. Основными очагами терроризма остаются Ирак, Сирия, а также страны Азии и Африки. В докладе говорится и о Грузии.

В Вашингтоне не осталось незамеченным, что в 2015 году были задержаны несколько человек в Панкиси, Гурии и Аджарии по обвинению в связи с террористической организацией «Исламское государство» и вербовке в ее ряды. О достижениях грузинских властей в борьбе с терроризмом говорится в докладе Госдепартамента США о терроризме за 2015 год. В нем отмечается, что правительство Грузии также усилило контроль на границах, за исключением оккупированных Россией территорий Абхазии и Южной Осетии, и что Тбилиси остается верным партнером Вашингтона в борьбе с терроризмом.

В докладе Госдепартамента отдельно упомянут факт задержания летом пошлого года уроженца Панкиси Аюба Борчашвили. В марте 2016 года он был осужден на 14 лет лишения свободы. И хотя сам Борчашвили отрицает свою вину, именно после его задержания из Панкисского ущелья практически прекратился отток молодых кистинцев, намеревавшихся присоединиться к ИГИЛ в Сирии и в Ираке.

По данным СГБ Грузии, на которые ссылаются авторы доклада, в рядах ИГИЛ или Аль-Каиды воюют от 50 до 100 граждан Грузии из регионов, населенных преимущественно мусульманами Аджарии и Панкисского ущелья. В случае возвращения в Грузию их ждет тюрьма.

Если учесть, что в аналогичном докладе за 2014 год у США по поводу Грузии оставались «продолжающиеся опасения как страны транзита и источника для международного терроризма», успех Грузии в борьбе с терроризмом кажется очевидным. Однако если это и так, то не стоит приписывать все лавры государству, считает эксперт по вопросам Кавказа Алеко Квахадзе:

«Когда несколько граждан Грузии, воюющих в рядах ИГИЛ, в социальных сетях обнародовали обращения с открытыми угрозами в адрес Грузии, это вызвало мобилизацию общества. Представители мусульманской общины Грузии отмежевались от этих людей и выказали желание сотрудничать с властями. На снижение оттока в ИГИЛ повлияло и то, что происходило в самой экстремисткой организации. Она стала терять территории в Сирии и в Ираке, уехавшие молодые люди обнаруживали, что на самом деле они воюют не за так называемое праведное дело, а за политические интересы разных группировок в самой ИГИЛ. Это вызвало растерянность среди тех людей (в Грузии), которые еще испытывали какой-то романтизм к этой организации».

Позитивно оценивает эксперт и тот факт, что правительство Грузии стало больше внимания уделять проблемам населения Панкисского ущелья.

Если опасность терроризма и нейтрализована, то лишь в краткосрочной перспективе, считает специалист по международным отношениям Георгий Гобронидзе:

«Причины радикализма и экстремизма в Грузии не устранены. Это теологический, экономический, социокультурный факторы. Нужно долгое время для решения этих проблем. У правительства должна быть долгосрочная и устойчивая политика, чтобы достичь действительно позитивных результатов».

Соответственно, заключает Георгий Гобронидзе, властям не стоит довольствоваться достигнутым и уповать на то, что и следующий отчет Госдепа США по терроризму тоже окажется положительным. Хоть и еще одна «причина» оттока молодых мусульман из Грузии в ряды ИГИЛ была устранена уже в этом году: в марте в результате авиаударов США в Сирии был убит полевой командир ИГИЛ из Панкиси Тархан Батирашвили, более известный как Умар аш-Шишани.

XS
SM
MD
LG