Открытое письмо Бидзины Иванишвили, потом его же интервью Общественному телевидению перекрыло абсолютно все, что произошло в предыдущую неделю. Такой ажиотаж несколько странен, потому что, если не считать паузы в последние несколько месяцев, Иванишвили часто высказывался по поводу как текущих, так и вселенских вопросов. Он даже имел собственную регулярную телепередачу на собственном (формально принадлежащем его сыну) телевидении, которую пришлось закрыть, потому что ее перестали смотреть. Почему же именно сейчас его послание и интервью вызвали сенсацию?
Самое сенсационное в том, что он не сказал абсолютно ничего нового: пространный текст еще раз пережевывает темы, которые мы постоянно слышали со времени его прихода в политику. Весьма парадоксальная причина для того, чтобы все стали это обсуждать. Объяснение лишь одно: фактически письмо Иванишвили представляет собой начало предвыборной кампании «Грузинской мечты». За несколько дней до публикации прошел съезд партии, на котором ни одного слова про ее предвыборную программу сказано не было. Ожидалось, что послание Иванишвили заполнит вакуум.
Главная цель письма – объяснить избирателям, почему они должны в октябре голосовать именно за «Грузинскую мечту». Только вот о том, в чем сегодня состоят самые актуальные проблемы страны и чего именно эта партия в случае победы должна достичь в следующие четыре года, ни слова не сказано. Единственное обещание: к 2030-му году все будет очень хорошо. Из чего можно сделать лишь один конкретный вывод: Иванишвили собирается быть фактическим правителем Грузии как минимум до этого времени.
Так почему же голосовать за «Мечту»? Ответ один: потому, что это – та сила, которая повергла «Национальное движение». Соответственно, если не голосовать за «Мечту», вернется Саакашвили, а вместе с ним – авторитаризм, пытки, война с Россией и все другие напасти.
Отсюда следует, что предстоящие выборы лидер правящей партии видит как некоторую переигровку выборов 2012-го – или хочет, чтобы избиратель видел их именно так. Почему? Хотя часть письма посвящается перечислению достижений правительства, убедить народ, что за «Мечту» надо голосовать, потому что она лучше решит конкретные проблемы, будет трудно: прошлые обещания явно не выполнены. Видимо, именно поэтому на этот раз Иванишвили вообще ничего конкретного не обещает – опыт подсказал, что делать такие обещания опасно, потом их будут вспоминать и требовать выполнения. Гораздо надежнее упирать на образ врага.
Это вполне логично: раз политическая идентичность «Мечты» была с самого начала построена на образе Низвергателей Миши, ничего нового и интересного ни Иванишвили, ни кто-либо другой для них придумать не способен. Единственная стратегия – повторить то, что сработало в 2012-м. Тогда были видео с пытками в тюрьмах, которые, возможно, решили судьбу выборов. Сейчас Иванишвили заказал режиссеру Хаиндрава серию фильмов про зверства Саакашвили. Наверно, премьера будет незадолго до выборов – чтобы впечатление не выветрилось до того, как избиратели дойдут до урн.
Только вот слоган «Никто, кроме нас, не сможет защитить вас от Миши» явно вступает в противоречие с постоянной риторикой о том, что «Национальное движение» – безнадежно дискредитированная партия, которая почти что пропала с радаров грузинской политики. Почему такого слабого противника следует так бояться? Четыре года назад, когда «националы» обладали всей полнотой административного ресурса, в борьбе с ними было что-то героическое. Но теперь героизм выветрился. Хотя «националы» остаются главной оппозиционной силой, люди могут спокойно голосовать и за другие партии. Несколько из них: «Свободные демократы» Ираклия Аласания, новая партия оперного певца Пааты Бурчуладзе, черносотенные патриоты во главе с Ирмой Инашвили, лейбористы под руководством вечного популиста Шалвы Нателашвили и, возможно, кто-то еще имеют очень даже реальные шансы попасть в парламент. Если все дело в том, чтобы не допустить возвращения диктатуры Миши, совсем не обязательно голосовать за «Мечту».
Как говорил греческий философ Гераклит, невозможно дважды войти в одну и ту же реку, потому что река постоянно меняется. Тем не менее за две с половиной тысячи лет после его смерти очень много людей тщетно пытались сделать именно это. Среди них и Бидзина Иванишвили.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции