Министерство обороны Грузии планирует завершить процесс формирования командования воздушных сил до конца июня. В целом возрождение ВВС как отдельного рода войск предусматривает усиление воздушной обороны страны с помощью новых противоракетных систем.
«Важно сделать все возможное и невозможное, чтобы в части усиления обороноспособности страны мы получили (со стороны НАТО) полноценное подтверждение тех требований, которые я поставила перед своими коллегами в феврале, во время оборонного министериала», – заявила министр обороны Грузии Тинатин Хидашели после встречи с заместителем советника по вопросам национальной безопасности США Эврилом Хейнсом, которая состоялась сегодня в Белом доме.
Разговор шел о предстоящем Варшавском саммите НАТО, до начала которого остается ровно месяц. Глава грузинского оборонного ведомства ожидает от него самых позитивных решений в отношении Грузии, поскольку страна выполнила практически все условия, предусмотренные Существенным пакетом мер Грузия-НАТО.
Один из приоритетных пунктов пакета – создание воздушной обороны и военной авиации. Напомним, ВВС в Грузии были упразднены в 2010 году, однако на прошлой неделе Хидашели заявила о начале процесса формирования военно-воздушных сил Грузии:
«Я очень надеюсь, что до конца июня завершится процесс формирования командования воздушных сил. Это очень важный процесс, воздушная оборона должна стать одним из важнейших приоритетов обороны нашего государства. У нас есть возможность воплотить в жизнь эту идею. Грузино-французский контракт, к примеру, уже вошел в активную фазу».
Тина Хидашели говорит о поставке в Грузию французских радаров и зенитно-ракетных комплексов VL MICA. Грузинский военный журналист Темур Кигурадзе считает, что в процессе формирования нового вида войск упор будет делаться именно на противовоздушную оборону, а не на авиацию:
«О закупках новых самолетов пока ничего не слышно. Хотя сейчас в Чехии были грузинские представители, которые говорили, что, может быть, будут модернизировать те чешские учебно-боевые самолеты, которые есть у Грузии. Но о каких-то крупномасштабных закупках речи не идет. Это невероятно дорого – закупать новые современные самолеты, обучать пилотов. Пока у Грузии таких денег нет. Поэтому, я думаю, речь идет об упоре на противовоздушную оборону. Контракт уже подписан, поставки (зенитно-ракетных комплексов VL MICA) начинаются в начале следующего года. Уже в этом году приезжают французские офицеры, которые будут обучать своих грузинских коллег».
Парк боевых самолетов Грузии сегодня состоит из штурмовиков СУ-25, учебно-боевых самолетов Л-39 и вертолетов UH-1 (Ирокез), МИ-8 и МИ-24. Все они находятся не в самом лучшем состоянии, отмечает главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. Однако это не самое главное, говорит эксперт:
«Главное не то, сколько самолетов у Грузии, главное – готовить военных летчиков. Потому что, дай бог, у Грузии через 10-20 лет будет возможность создать более сильную авиацию, а вот кадры готовить тогда придется с самого начала».
Это относится не только к авиации, продолжает Ираклий Аладашвили. После августовской войны 2008 года в Грузии были упразднены и военно-морские силы. Рано или поздно у государства появится необходимость возродить и этот вид войск. Поэтому о подготовке моряков Минобороны должно задуматься уже сегодня, предупреждает эксперт.