Сегодня начался визит в Германию премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили. Основная тема для обсуждения на встречах с официальными лицами Германии – предоставление Грузии безвизового режима со странами Евросоюза.
На то, чтобы как-то повлиять на позицию Германии в вопросе предоставления Грузии безвизового режима со странами Евросоюза, у премьер-министра Георгия Квирикашвили есть два дня – ровно столько продлится его визит в Берлин. Некоторые грузинские аналитики считают, что Квирикашвили отправился в Германию именно с этой миссией.
Представители Германии 10 июня на встрече европейских министров внутренних дел и юстиции выступили против скорейшего предоставления Грузии безвизового режима со странами Евросоюза. Сегодня в ожидании каких-либо изменений представители политических кругов и общественности наблюдали за совместной пресс-конференцией Георгия Квирикашвили и канцлера Германии Ангелы Меркель. Однако ничего нового Ангела Меркель не сказала:
«Мы сегодня поговорили на тему либерализации виз. Еврокомиссия постановила, что Грузия выполнила все условия для установления безвизового режима, и речь идет о том, когда мы примем окончательное решение о визовой либерализации. Мы рассматриваем механизм приостановления (безвизового режима). Это касается не только Грузии, вопрос рассматривается в общем. Если возникнут серьезные проблемы, к примеру, если большое количество граждан какой-нибудь страны потребуют у стран Евросоюза убежища, как это было в случае с Сербией в пошлом году, необходимо, чтобы существовал механизм приостановления (этого решения). Европарламент сейчас над этим работает. А затем, и я надеюсь – в скором времени, будет решен вопрос предоставления Грузии безвизового режима».
В интервью «Эху Кавказа» эксперт по вопросам евроинтеграции, представитель фонда «Открытое общество – Грузия» Вано Чхиквадзе уточнил, что механизм приостановления действия безвизового режима уже существует, сейчас он лишь дорабатывается. Однако делать прогноз по поводу сроков завершения этой работы Чхиквадзе не решился.
Между тем его коллега, политолог Гия Хухашвили считает, что скорейшего решения вопроса по Грузии ожидать не стоит:
«Этот аргумент не связан с Грузией, он связан с Турцией и Украиной. Я думаю, что он придуман для того, чтобы как-то аргументировать то, что обещанное не выполняется. Думаю, что Европа будет тянуть до конца. Кроме того, к этому добавляются некоторые аргументы, касающиеся внутренней политики Грузии. В общем, я думаю, что и после выборов не скоро примут решение (в отношении Грузии), но чтобы еще и до выборов было принято это решение... шансов на это очень мало».
О необходимости создания механизма приостановления действия безвизового режима немецкие политики говорят уже на протяжении нескольких недель. Однако европейские и грузинские СМИ все это время пытались найти «истинные причины», по которым Германия решила «подождать». Среди них назывались и опасения по поводу того, что за отменой виз последует наплыв грузинского криминалитета в Европу. Однако Георгий Квирикашвили попытался объяснить сегодня журналистам, что опасаться нечего:
«Мы осуществили много реформ, усилили законодательные и институциональные возможности, чтобы Европа чувствовала себя защищенной, когда речь заходит о безвизовом сообщении. Мы усилили сотрудничество между министерствами внутренних дел (Грузии и стран Евросоюза), оформили соответствующие соглашения между государствами, назначили полицейских атташе в посольствах Грузии».
Сотрудничество Грузии с Германией не ограничивается темой обеспечения безопасности от криминальных элементов в Европе. Сегодня в Берлине состоялся и бизнес-форум, на котором представители немецких и грузинских компаний выразили надежду на скорейшее предоставление Грузии безвизового режима, что, по их мнению, будет способствовать налаживанию торговых отношений. После этого мероприятия стало известно, что 2017 год назван годом грузино-немецкой дружбы.
В чем это будет выражаться, ни канцлер Германии, ни премьер-министр Грузии не уточнили, но в том, что эта дружба будет прочнее без визового барьера, грузинская сторона, по крайней мере, не сомневается.