Президент Грузии Георгий Маргвелашвили считает, что виновные в нарушениях, выявленных Страсбургским судом по правам человека в деле бывшего премьер-министра Вано Мерабишвили, должны понести наказание. Почему это заявление вызвало недовольство представителей власти и будет ли проведено эффективное расследование, которого требуют все?
За такое решение, которое наносит ущерб стране, ответственны конкретные люди в судебной и правоохранительной системах, заявила накануне вечером пресс-спикер Маргвелашвили Эка Мишвеладзе. По ее словам, президент считает, что следует обсудить вопрос их служебной, политической и правовой ответственности.
Такую позицию Маргвелашвили в правящей партии восприняли в штыки. Этому заявлению, по мнению некоторых из них, предшествовала встреча Маргвелашвили с международным секретарем ЕНД Гигой Бокерия. Говорит Ани Миротадзе, депутат «Национального форума»:
«Гига Бокерия был членом политической группы скрывающегося Михаила Саакашвили, который часто советовался с ним. Я надеюсь, что Георгий Маргвелашвили не учтет советы Бокерия, исходя из того, что его может постигнуть та же участь, что и Саакашвили».
В свою очередь один из лидеров «Грузинской мечты» Эка Беселия не стала строить предположений относительно связи президента с Бокерия. О том, кого именно могут привлечь к ответственности, Беселия также не сказала – по ее словам, решение может быть принято после проведения более детального расследования.
Провести расследование пообещала министр юстиции Тея Цулукиани. Правда, с целью обжаловать решение ЕСПЧ.
«Мы проведем расследование и будем спорить в Большой палате о том, что реальность, наверное, была другой», – заявила Цулукиани после того, как стало известно решение ЕСПЧ.
Суд счел, что предварительное заключение Мерабишвили было использовано для того, чтобы получить рычаги давления на него в другом расследовании по факту смерти бывшего премьер-министра Зураба Жвания, а также расследовании финансовой деятельности бывшего президента Грузии. ЕСПЧ признал, что по отношению к Мерабишвили была нарушена 18-я статья Европейской конвенции по правам человека, и обязал правительство Грузии выплатить Вано Мерабишвили 12 тысяч евро.
Инцидент, о котором говорится в деле Мерабишвили, произошел 14 декабря 2013 года, когда министром по исполнению наказаний был Созар Субари, а главным прокурором Отар Парцхаладзе.
В том, насколько эффективным может быть расследование, которое министр юстиции изначально собирается провести для того, чтобы доказать, что никаких нарушений не было, сомневается юрист грузинского филиала Transparency International Гия Гвилава:
«В этом контексте, после такого заявления министра, прокуратура проведет расследование, и я не знаю, каким доверием оно может пользоваться в стране или за ее пределами».
Расследование провести необходимо, однако вопрос в том, насколько это возможно сегодня, говорит представитель Ассоциации молодых юристов Гога Хатиашвили:
«Важно, чтобы расследование было начато и были выявлены ответственные лица. Впрочем, другой и очень важный вопрос: существуют ли сегодня в природе те доказательства, которые могут направить следствие в верном направлении? Именно поэтому важно провести следствие, для того чтобы установить, кто в свое время не захотел или не смог провести эффективное расследование и что стало причиной того, что не было адекватного реагирования на это».
Напомню, что Мерабишвили отбывает пятилетний срок за злоупотребление должностными полномочиями в годы правления «Нацдвижения».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия