С международной журналистской экспедицией, организованной грузинской неправительственной организацией Go Group Media, мы изучали стартовавшую в Грузии избирательную кампанию. Первый в серии интервью с экспертами и политиками – руководитель НПО «Справедливые выборы» Михаил Бенидзе.
Михаил Бенидзе: В течение этих четырех лет произошли безусловные изменения, но на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что ни одна из партий, которые претендуют на власть, не имеет явного преимущества. Согласно опросам NDI, две основные партии имеют довольно низкий рейтинг, и почти 60% избирателей еще не решили, за кого будут голосовать и будут ли голосовать вообще на выборах. Предположительно, в этот парламент войдут прорусско настроенные партии. Хотя общая картина прорусских настроений в Грузии довольно низкая, поэтому такие партии, видимо, погоду в парламенте делать не будут и вообще в политической жизни.
Вадим Дубнов: По вашим наблюдениям, какое количество избирателей, определяющихся в последнюю минуту, голосуют за власть?
Михаил Бенидзе: У нас нет конкретного механизма, чтобы определить, кто, в какое время решил, за кого голосовать. Хотя можно сказать, что какие-то явления могут подтолкнуть избирателя к тому или иному выбору, как, например, в 2012 году известный «тюремный скандал» подтолкнул, в том числе, по-видимому, и избирателей, которые еще не решили, за кого голосовать, к тому, чтобы голосовать за нынешнюю власть.
Вадим Дубнов: Насколько чувствительно патриархальное общество к тому, что оно видит по телевизору и в интернете?
Михаил Бенидзе: Движение «Это касается тебя» направлено как раз на то, чтобы разбудить гражданское сознание, дабы не происходило такого массированного интереса хотя бы к этим записям личной жизни. Нужно отдать должное обществу, хотя можно, конечно, сказать, что в определенных слоях населения был к этому интерес, но выкладывание этих видео было рассчитано на то, что произойдет их тиражирование в социальных сетях, хотя этого не произошло. Как раз заслуга, видимо, этого движения, неправительственных организаций вообще и гражданского общества в целом в том, что это считается уже аморальным. Хотя часть партий пытается все-таки давлением на эти патриархальные и моральные принципы населения способствовать тому, чтобы получить поддержку населения.
Вообще, для Грузии характерно то, что в предвыборный период начинается активизация каких-то тем. Как, например, перед предыдущими выборами активизировалась мусульманская тема, очень активизируется тема прав женщин, и эти тайные видеозаписи, которые были выложены, в основном были про женщин, и это попытка влиять именно на патриархальную часть населения и, естественно, ЛГБТ-сообщество. Тема ЛГБТ поднимается в том плане, что в этом году предпринимаются попытки провести во время выборов референдум о внесении изменения в статью Конституции о том, что брак – это есть единство мужчины и женщины. Но дело в том, что ЛГБТ-сообщество тоже не поднимает этого вопроса, потому что на сегодняшний день это немного небезопасно. Стремление провести этот референдум как раз и является попыткой завоевать того патриархального, но, возможно, скептически настроенного избирателя, который будет решать в последний момент.
Вадим Дубнов: Вы ожидаете какого-то такого же мощного вброса перед выборами, как четыре года назад?
Михаил Бенидзе: Не знаю, потому что грузинская политика – это такая сфера, в которой ничего нельзя исключать, но, возможно, какие-то сюрпризы все-таки будут.