Accessibility links

«Портал» – альтернатива скучному времяпровождению


На территории арт-пространства «Портал» прошел первый в Северной Осетии street-art фестиваль ÆD’ZUK. Фото: youtube.com
На территории арт-пространства «Портал» прошел первый в Северной Осетии street-art фестиваль ÆD’ZUK. Фото: youtube.com

Первое арт-пространство «Портал» появилось во Владикавказе год назад. Творческая лаборатория возникла на задворках Национального музея – законсервированная стройка превратилась в стихийную арт-мастерскую. Каждый месяц его посещают около тысячи человек.

Первое национальное арт-пространство «Портал» объединило молодых художников, став центром современного искусства в Северной Осетии. Он спрятался от шумных столичных улиц за изгородью недостроенного музейного комплекса и лесопарковой зоны.

«Творческое начало есть в каждом человеке, и «Портал» помогает людям раскрыться», – рассказывает мне один из создателей арт-пространства Альберт Тогоев.

Студент строительного факультета, он несколько лет назад увлекся фольклором и стал навещать мастерскую Сослана Моураова, восстанавливавшего национальные музыкальные инструменты. После ухода мастера из жизни его единомышленники Альберт Тогоев, Артур Бизиков и Темболат Гугкаев и создали «Портал». Рассказывает Альберт Тогоев:

«Портал» – альтернатива скучному времяпровождению
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:16 0:00
Скачать

«Осетинская лира выполнена в стиле минимализма и посвящена Сослану Моураову, человеку, восстанавливавшему национальные музыкальные инструменты. Инсталляция подсвечивается и проецируется ночью на все пространство. Инсталляцию украшают солярный знак и маленькая фигурка соловья. Сослан Моураов изображал птиц на своих инструментах, и мы так почтили его память».

Непрерывный творческий процесс арт-лаборатории во многом поддерживается креативными идеями самих организаторов «Портала», предоставивших владикавказской молодежи альтернативу скучному времяпровождению в кафе или вечернему променаду.

«Молодежь у нас образованная, но только единицы работают по специальности. Еще больше недовольны своей работой и сюда приходят, чтобы что-то сделать своими руками, удовлетворить свои творческие потребности», – говорит Тогоев.

В «Портале» легко обнаружить в себе скрытые таланты и примерить на себя роль дизайнера, художника, архитектора и даже артиста. Альберт знакомит меня с экспозицией и проводит экскурсию по территории арт-пространства. Самой привлекательной для посетителей, пожалуй, является комната, где можно работать святящимися красками. Здесь стены переливаются затейливыми изображениями, в этой комнате каждый посетитель оставил свой «след». Вот, например, ставший уже узнаваемым портрет Коста Хетагурова – основоположника осетинской литературы, составленный из коротких четверостиший. Рядом изображен не менее великий осетин – ученый Васо Абаев, а по соседству пассионарный Че Гевара. Здесь же герой нартских сказаний – огненный Батраз во время поединка с могучим великаном. Коста, Васо, Батраз и легендарный Че Гевара. Как в этот визуальный ряд вписывается образ революционера, кубинского команданте?

«Приходит человек и рисует. Он свободен в своем творчестве. Я понятия не имею, что он рисует, лишь бы не рисовал пошлости», – поясняет Альберт Тогоев и обращает внимание на другие образцы настенной живописи.

«А здесь в углу – оригами, а вот тут – ферзь, и на нем тень от пешки. Достаточно глубокие мысли. Здесь стихи Азау Хацырон – поэтессы из Южной Осетии. На другой стене комнаты цикл картин – олени со стилизованными плодами яблок на рогах, это символ изобилия, а мы, люди, – охотники за этим изобилием».

Первое изображение на стену Альберт нанес сам:

«Я раньше никогда не рисовал, и получился симбиоз разных орнаментов и красок, стилизация солярного знака с восточными мотивами. А вот и пантеон осетинских небожителей. Их у осетин 12. Мне кажется, что лицо вообще рисовать не надо, если это изображение Покровителя. Можно Его образ изобразить несколькими линиями. А вот и отголоски скандинавской мифологии – исполинский ясень Иггдрасиль – мировое дерево, олицетворяющее Вселенную. Корни сделаны из монтажной пенки, каждый приходящий сюда оставляет на его ветках изображения. А вот инсталляция космонавта, улетающего в космос…»

Завораживающий фантастический «Космос» на потолке у входа – это картина, созданная за пару часов парнем-аутистом. Альберт неожиданно выключает свет. В темноте взору открываются изображения, нанесенные на те же самые стены фосфорной краской.

«Портал» посещает около тысячи человек в месяц. Горожане приходят, чтобы отвлечься от суеты и проблем, заняться чем-то творческим. Кто-то находит себя в стрит-арте, кого-то привлекает кузница. Здесь прошел первый в Северной Осетии street-art фестиваль ÆD’ZUK. А главным хедлайнером была приглашенная команда из Москвы Zukclub.

Мы идем дальше по территории галереи под открытым небом, и Альберт показывает мне другие арт-объекты, выполненные в разных жанрах. Вот, например, изображение мужчины в черкеске и бурке с надписью: «Сохраняя традиции – сохраняешь лицо». Правда, вместо лица мы видим черное пятно. Художник таким образом заставляет задуматься о сохранении культурной идентичности.

А это конь-единорог в латах. Ежегодно в экспозицию высаживается однолетнее растение, и таким образом конь оживает. Железную конструкцию окропили кислотой, чтобы она приобрела рыжеватый цвет. Здесь кузня – царство металла и пламени – такая же, как и столетия назад. Поднимаемся вверх по лестнице недостроенного бетонного каркаса музея и упираемся в изображение сурового горца, накрывающегося буркой. Это стилизация космоса и галактики, а надпись гласит «Алцыдаер ис алцаемдаер» – «Все есть во всем».

Сооснователь «Портала» Артур Бизиков обучался ювелирному мастерству в художественном училище. Он говорит, что видит арт-пространство многообразным и демократичным:

«Мы видим арт-пространство многообразным и доступным для всех творческих людей. «Портал» будет состоять из разных зон. Вот, например, в одной музыканты собираются, люди играют, учатся музыке. Будут помещения, где занимаются столяры и люди общаются, а тут художники и скульпторы. В специально отведенном пространстве можно будет оставить ребенка, и дети смогут проявлять свои интересы, наблюдая за мастерами. Предполагается и производство одежды и сувениров, здесь надо создавать такие мастерские».

Еще одна арт-площадка – это лекторий. «Порталовцы» предоставляют его для джем-сейшнов. У стены стоит пианино, а в углу аскетично расположилась 12-струнная арфа. Этот осетинский народный музыкальный инструмент «хъисынфаендыр», сделанный Сосланом Моураовым, – точная копия арфы, найденной археологами в Северном Причерноморье, в одном из сарматских могильников, рассказывает музыкант Александр Бестаев:

«Эта арфа украшена элементами орнамента знаменитого скифского стиля – звериного. Верхняя часть арфы создана из резонансной ели, полностью инструмент сделан из клена. Много молодых музыкантов учится на ней. «Портал» – это место, в котором молодежь открывает для себя жанры современного искусства, но также «Портал» – это территория, где мои сверстники возвращаются к своим национальным истокам. Здесь перекликаются история и современность, поэтому это арт-пространство нельзя ограничить рамками».

Возможно, творчество «Портала» скоро выйдет и за эти условные рамки. Основатели арт-пространства намерены осуществить стрит-арт проект и изобразить известных осетин, начиная от Коста и заканчивая прославленными спортсменами, прямо на улицах Владикавказа.

XS
SM
MD
LG