Accessibility links

«Надо работать и добиваться своего»


В Цхинвале хватает версий отказа от участия в расследовании Международного уголовного суда событий августовской войны 2008 года
В Цхинвале хватает версий отказа от участия в расследовании Международного уголовного суда событий августовской войны 2008 года

Южная Осетия отказалась содействовать расследованию Международным уголовным судом событий августовской войны 2008 года. По сообщению РБК, правозащитная организация «Правовая инициатива по России» начала собирать для Гааги жалобы югоосетинских жителей, впрочем, власти не способствовали, хотя и не мешали этому процессу.

22 октября в пресс-центре Государственного комитета информации и печати в рамках проекта «Открытое правительство» состоялся брифинг с ныне покойным генеральным прокурором РЮО Мерабом Чигоевым. Мераб Ильич тогда заявил, что Генеральная прокуратура готова сотрудничать с Международным уголовным судом, с прокурором, которая будет вести расследование, и готова предоставить всю имеющуюся информацию. Позже, в феврале, уже после кончины Мераба Чигоева власти Южной Осетии еще раз подтвердили готовность к сотрудничеству.

И вот теперь мы узнаем, что руководство республики изменило свое решение. Причем узнаем не от официальных лиц, а от российского правозащитника – руководителя «Правовой инициативы по России» Григора Аветисяна. Оказывается, весь этот год делегация МУС получала жалобы только от грузинской стороны.

«Надо работать и добиваться своего»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:37 0:00
Скачать

Расследование началось в январе, но до последнего времени ни представители суда, ни общественные и правозащитные организации не работали с жителями Южной Осетии – жалобы поступали лишь от грузинской стороны. Прокурор МУС объявила о том, что необходимо собрать обращения из Южной Осетии. На этот призыв откликнулись российские правозащитники. За пять дней, что они провели в республике, обращения в МУС им передали 15 человек. Судя по всему, это весь вклад Южной Осетии в расследование событий 2008 года.

Югоосетинский политолог Дина Алборова убеждена, что отказ от сотрудничества с МУС – ошибка. Республика должна быть услышана. Совершены преступления, которые невозможно проигнорировать даже в том случае, если упреки в политизированности суда обоснованы. Например, расстрел мирных жителей на Зарской дороге в 2008 году. Делегация МУС могла бы все это увидеть собственными глазами, но не увидит из-за того, что цхинвальские чиновники опасаются предвзятого отношения, говорит Дина Алборова:

«Что касается политизированности МУС, их предвзятого отношения, – это предположения, доказательств этому пока нет. Но в любом случае международное сообщество должно знать, что здесь происходило. И не надо бояться этой предвзятости, мы должны готовиться к процессу, должны быть убедительными. А как иначе? Или лучше встать в непонятную позу обиженного, заранее обвинить всех в субъективности? Это не дело – надо работать и добиваться своего. Тем более, я хочу напомнить, что после войны именно Южная Осетия требовала независимого международного расследования и суда над военными преступниками. В этом смысле я вообще не могу понять, что происходит сегодня».

Российский политолог Модест Колеров, напротив, поддерживает позицию югоосетинских властей по поводу политизированности Международного уголовного суда, впрочем, как и многих других международных инстанций.

Но есть в этой истории и другой момент, считает Колеров. Политолог напоминает, как сразу после августовских событий сотрудники югоосетинской Генпрокуратуры помогали жителям республики писать исковые заявления в Гаагский трибунал. Впоследствии оказалось, что они очень плохо подготовлены и процессуально негодны. Возможно, что именно с плохой подготовкой материалов и связан отказ от сотрудничества с МУС, говорит Модест Колеров:

«Политизированность не вчера появилась, она была там всегда. И когда заявляли о готовности к сотрудничеству, политизированность уже была, и она тем не менее не останавливала. Другое дело – если ты идешь в политизированный суд и не можешь продемонстрировать профессиональную пригодность материала, то, конечно, ты опозоришься вдвойне. Так что в этом не нужно было участвовать, безусловно, но в этом не нужно было участвовать гораздо раньше.

– Но можно хотя бы попытаться доказать свою правоту?

– Попытаться доказать, тем самым легализовав наши аргументы на международной площадке. Т.е. даже в случае отказа, они были бы легализованы, конечно, если они качественные».

В Цхинвале хватает версий отказа от участия в расследовании МУС. Одни говорят: не иначе, отказались от сотрудничества по рекомендации Москвы. Правда, в чем смысл этой рекомендации, никто объяснить не может. Другие полагают, что сотрудничество не состоялось, потому что оно не приоритетно. Якобы власти предержащие поглощены своими делами – сегодняшними, насущными, и отвлекаться от них некогда или неинтересно.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG