Владимира Путина и Реджепа Эрдогана объединяет недовольство Западом. Поэтому они стремятся урегулировать конфликт, возникший после того, как в прошлом году турецкие военно-воздушные силы сбили российский самолет в воздушном пространстве Турции. Кремль надеется использовать в своих интересах конфликт между Анкарой и ее партнерами по Североатлантическому альянсу и тем самым ослабить НАТО. Однако, считают западные эксперты, надежды призрачны: Турция остро нуждается как в Евросоюзе, так и в Соединенных Штатах.
В ходе встречи в Константиновском дворце Санкт-Петербурга президенты России и Турции приветствовали друг друга улыбками и крепким рукопожатием. Путин сказал, что визит Эрдогана говорит о желании восстановить «деградировавшие» отношения между странами. В свою очередь президент Турции заверил, что это «исторический визит и новое начало в двухсторонних отношениях»:
«Я вижу этот визит как новое начало, новую страницу в отношениях двух стран. Я хотел бы пожелать всего наилучшего Владимиру и русскому народу от себя и от турецкого народа».
В адрес Кремля турецкий лидер находил только дружеские слова. Было предано забвению, что совсем недавно российский президент называл его сообщником террористов. Тем не менее Эрдоган обращался к Путину не иначе как «мой дорогой друг Владимир».
Их обоих объединяет недовольство Западом. Путин выступает против расширения НАТО на Восток и обвиняет американцев в разжигании революции в России. Эрдоган в свою очередь озлоблен поведением своих западных союзников после попытки переворота.
По поводу действий западных партнеров Реджеп Эрдоган высказался нелестно:
«Мы не получаем никакой поддержки со стороны Европы. Мы не получили от них ничего, несмотря на то, что они утверждали обратное. Организация Объединенных Наций выделила около 500 миллионов долларов (на помощь беженцам). Мы честны и ответственны, но Европейский союз не держит слово. Мы говорим им придерживаться данного слова, и в то же время мы предприняли бы необходимые шаги».
Для турецкого президента этот визит крайне важен на фоне ухудшения отношений с Евросоюзом и США. Турция хотела бы восстановить отношения с Россией на прежнем уровне и будет делать для этого все возможное.
Бывший глава МИД Швеции Карл Бильдт считает, что Европе следовало бы активнее поддержать Эрдогана после попытки путча 15 июля этого года. По его словам, европейцы молчаливо соглашаются с действиями военных, потому что целью подобных переворотов являются «неудобные» для Старого Света президенты:
«Никакой государственный переворот не может быть оправдан», – написал Бильдт в статье для сайта Politico.
На что рассчитывает Эрдоган от встречи в Петербурге? В интервью Радио Свобода рассуждает политолог-востоковед, профессор факультета общественных наук Карлова университета в Праге Эмиль Сулейманов:
«У него есть политическое чутье. Я думаю, что он просто понимает, что ему требуется в данный конкретный момент. А в данный момент ему нужно улучшение отношений с Москвой. Потому что Россия все-таки очень важный игрок на региональной и в целом международной сцене. Россия – это очень важный экономический партнер для Турции. У Анкары был огромный по турецким меркам финансово-экономический оборот с Россией. Когда турки сбили российский бомбардировщик, ухудшение экономических отношений привело к тому, что многие воротилы из турецкой экономической отрасли начали пытаться влиять на Эрдогана, чтобы он восстановил отношения».
Еще один ключевой вопрос и для Турции, и для России заключен в поиске возможности договориться по Сирии. А главное сейчас – это «Турецкий поток», безвизовый режим и чтобы из России полетели чартеры в Турцию. Есть проблема строительства атомной электростанции Аккую и проблема туризма.