4 августа в столице Абхазии прошел концерт «Опера. Джаз. Блюз», им завершился XV юбилейный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» Соединение классики и джаза, которое Хибла Герзмава и Даниил Крамер предложили абхазской публике, превратилось в большой трехчасовой музыкальный сюрприз.
Вечером 4 августа на сухумской набережной завершилось, пожалуй, самое ожидаемое и грандиозное музыкальное событие этого лета в Абхазии.
К фестивалю «Хибла Герзмава приглашает» долго готовились, из России было привезено несколько тонн декораций, техники и прочего оборудования и приехало больше сотни певцов, музыкантов и технических работников. Размах прошедшего фестиваля был колоссальный, как, впрочем, и его значимость для страны.
И если раньше фестиваль проходил в Абхазской филармонии или в Пицундском храме, то в этом году специально для него была создана новая площадка – на территории музея-заповедника «Сухумская крепость» была построена огромная сцена с амфитеатром на тысячу мест. Столь масштабная задумка себя оправдала. Зрителям предстала потрясающая картина, где именитые певцы и музыканты выступали на фоне декораций, созданных самой природой: спокойного Черного моря и бурной растительности в обрамлении руин древней крепости.
Отдельно стоит подчеркнуть важную и благородную цель этого музыкального события. В день открытия прямо со сцены хозяйка фестиваля Хибла Герзмава сообщила, что все вырученные от продажи билетов средства пойдут на благотворительность и будут переданы Сухумскому музыкальному училищу и Очамчирскому лицею-интернату.
И если в первый день фестиваля зрителям была показана классическая опера Луиджи Керубини «Медея» в постановке московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, то во второй день Хибла Герзмава решила, как она выразилась, «немного похулиганить» и выступила на сцене вместе с джазовым трио Даниила Крамера, в составе которого он сам играл на фортепиано, Сергей Васильев – на контрабасе и Павел Тимофеев – на ударных. Концерт не зря назывался «Опера. Джаз. Блюз», публике представили микс из оперы и джаза.
Вот что Даниил Крамер сказал о концерте:
«Играть для вас вместе с потрясающей Хиблой эти концерты – счастье. Мы сделали вместе эту программу, которой я, честно говоря, горжусь. Мы начали с нашей любимой арии, с арии Генделя. Основная логика построения этого концерта такова, что логики нет. Поэтому все, что мы будем делать, будет совершенно нелогично, не удивляйтесь. Вернее, удивляйтесь только одному, если вдруг появится логика».
И, действительно, логика в музыкальной последовательности концерта отсутствовала. Со сцены звучали то Моцарт, то Дунаевский, то Summertime, то Дворжак, то джаз-рок. Но это не отталкивало, а, наоборот, завлекало слушателя, создавая приятную непредсказуемую атмосферу концерта.
Руслан Гергия, строитель и меломан, поделился своими впечатлениями:
«Великолепный концерт, не в первый раз я ее смотрю и всегда получаю огромное удовольствие. Тем более что Крамера мы в Саратове часто смотрели и слушали, каждый раз, когда он приезжал, когда удавалось мне попасть на его концерт, – это был праздник, который долгое время, когда остаешься один, вспоминаешь, впечатление огромное. Для меня это праздник, которого я ждал. Свершилось! Мне нравятся вещи, которые она исполняла. Не все понимаю, конечно, но некоторые вещи, которые она пела, знакомые мне, – великолепные. Наверное, человек получает удовольствие, оперные арии для нее – это ее основная работа, а сейчас она получает удовольствие, исполняя такие вещи».
Концерт «Опера. Джаз. Блюз» стал прекрасной попыткой соединить джазовые мелодии с классической оперой. И публика была в восторге от этого эксперимента.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия