Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили призвал судей КС воздержаться от публичной полемики, а политиков «переключиться» на другие темы. Тем самым глава государства постарался остановить поток скандальных заявлений и взаимных обвинений судей и политиков. Представители «Грузинской мечты» обвинили бывшую партию власти «Нацдвижение» и судей КС в сговоре с целью устроить «конституционный переворот».
Гарант Конституции президент Георгий Маргвелашвили в происходящем увидел опасность:
«Хочу призвать судей, исходя из их высокого статуса, воздержаться от публичных дискуссий между собой, с политиками. Хочу попросить политиков переключиться на другие темы и тем самым оградить важнейший государственный институт от такой широкой дискуссии».
Противостояние стало публичным после того, как 21 июля глава КС Георгий Папуашвили заявил, что судьи, ведущие резонансные дела, испытывают давление и становятся объектами шантажа. После этого из девяти пять опровергли факт давления на них и общим заявлением открыто высказали подозрения в предвзятости главы КС, который делает акцент на политически мотивированные дела и с этой целью даже нарушает правила принятия иска в судопроизводстве.
Судьи отказались рассматривать дело «Рустави 2» и так называемое дело кабелей, которое связывают с «Нацдвижением» и «Свободными демократами», пока прокуратура не завершит расследование по факту заявления Папуашвили.
За главу КС заступились остальные трое судей, также публично ответив своим коллегам по цеху. К этому спору подключились лидеры «Грузинской мечты». Накануне Эка Беселия и Гедеван Попхадзе распространили письмо, в котором «раскрыли схему» предвзятости части судей КС и их сговор с «националами». «Мечтатели» утверждают, что глава КС Папуашвили и еще трое судей, приближенных к бывшей партии власти, намеревались помочь оппозиционерам устроить конституционную революцию. Но страну от очередной революции спасли депутаты «Мечты», приняв закон, который усложнил процесс принятия вердиктов в КС. Речь идет об иске «Нацдвижения», в котором требовалось признать неконституционными новые правила создания мажоритарных округов. И то, что КС не удовлетворил иск, лидер фракции «Грузинская мечта» Гия Вольский считает заслугой правящей силы.
«В Грузии было запланировано создание конституционного, политического кризиса – это был заказ «Нацдвижения». Первая коллегия КС, в которую входят Папуашвили, Вардзелашвили, Эремадзе и Копалеишвили, планировала рассмотреть избирательный кодекс. В этой коллегии было достаточно двух голосов, чтобы изменить судьбу Грузии, и если бы мы не изменили закон о работе конституционного суда, это произошло бы».
Такие громкие обвинения вызвали недоумение правозащитных НПО. Представитель НПО «Справедливые выборы» Нино Ломджария задается вопросом:
«Почему они (авторы обвинений) в первую очередь не обратились в прокуратуру, ведь речь идет о преступных деяниях в КС? Политики не должны делать заявления, когда их доводы лишь на уровне подозрений».
Конституционалист Вахушти Менабде переживает о другом:
«Эффективность суда заключается не в силе, а в авторитете. Все то, что мы сейчас наблюдаем, – это подрыв его авторитета. Проблема в том, что КС фактически разделен на две части. Существует очень большой риск, что этот раскол отразится на вердиктах».
Наблюдатели ожидают, что скандал вокруг КС утихнет к концу сентября, когда истекает срок полномочий Георгия Папуашвили и поддержавших его трех судей.