«История, как известно, – «ненаука», потому что историки «при каждой смене правителя переписывают свои работы заново, а старые книги и документы уничтожают». Вот с такого категорично-прискорбного утверждения начинается публикация, которую я вчера прочел на одном из российских сайтов.
Собственно говоря, история постсоветского пространства в ХХ веке, с которой людям моего поколения приходилось знакомиться на протяжении всей жизни по учебникам и публикациям в СМИ, – это классический образец «перепахивания» событий и фактов, когда последовательно очернялось то все белое, то все красное, то снова все белое… Хотя объективную, без политической, национальной и прочей ангажированности версию происходившего создать вполне можно; вспомнить хотя бы идею и практику написания лет тридцать назад общих учебников истории в ряде западноевропейских стран, которые ранее разделяла вековая вражда. Вместе с тем будем реалистами: написать такой общий учебник для школ Турции и Армении или Азербайджана и Армении сегодня невозможно.
Аналогичным образом совершенно очевидно, что интерпретация событий, которые происходили и в давние века, и в последние лет тридцать в отношениях абхазского и грузинского народов в обозримом будущем останется у абхазов и грузин весьма различной, во многом – диаметрально противоположной. Но вот на что я стал обращать внимание в последние годы. Если провести сравнительный анализ публикаций газет, выходивших во время грузино-абхазской войны по обе стороны линии фронта, то упомянутая диаметральная противоположность интерпретаций сразу же бросается в глаза; но кое-чего, что можно встретить в СМИ сегодня, там все же не было – ведь так или иначе люди тогда видели происходящее своими глазами. Ныне же стало появляться такое – написанное, кажется, людьми, которые и Абхазии-то никогда не были, – что хоть стой, хоть падай.
Подобного появившемуся на днях в интернет-издании InfoResist в большой иллюстрированной статье «Как русская агрессия создала новую Грузию: Когда война учит», честно скажу, читать еще не приходилось. Статья была приурочена к очередной годовщине начала грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, автор – неведомая мне Екатерина Зиновьева. Уже в самом начале ее логика и очень насмешила, и насторожила. Описывая, как в «грузинском курортном городке Кобулети» этим летом еще в июне начали активно готовиться к туристическому пику – августу: красились бордюры, белились дома, выбивались матрасы и одеяла, а большая часть комнат была забронирована туристами из России, Екатерина задается вопросом: почему «не отдыхается россиянам» в расположенной «на одной береговой линии» Гагре, не потому ли, что туда «сапог так называемого освободителя традиционно ничего кроме разрухи не принес»? Вообще-то, мягко говоря, странное умозаключение: если едут в Кобулети, значит, в Гагру никто не поехал? А ничего, что в Гагре уже в июне нынче все номера в здравницах и комнаты в частном секторе были «забиты» российскими туристами?
Но это присказка. А сказка (и в другом смысле тоже) заключается в том, что, оказывается, еще в июне (?) 1992 года Россия предоставила «самопровозглашенной абхазской власти стрелковое оружие, артиллерию, танки. Местные мужчины быстро провели собственный референдум – с оружием в руках: выбравшие сторону сепаратистов встали с автоматами и гранатометами за русские танки, выбравшие единство страны защищали ее целостность по другую сторону баррикад. Тогда 18-летний Бачо Корчилава, родившийся и выросший в Сухуми, не поверил пропаганде, льющейся из русских каналов, и встал на сторону Грузии. Война заберет у него 13 месяцев жизни, многих друзей, родной дом. У Грузии фактически не было армии, а части, которые у нас были, армией назвать было крайне сложно, – делится Бачо. – И от офицеров было одно название – на стратегическом уровне у нас не было никого. Не было специалистов, не было навыков для ведения боевых действий. И самое главное, подавляющее большинство руководителей нашей армии контролировались российскими спецслужбами».
Вы поняли: это, выясняется, не танки и боевые вертолеты войск Госсовета Грузии утром 14 августа появились на территории Абхазии и абхазское ополчение вышло против них с автоматами (один на троих) и охотничьими ружьями. Все было, по мнению Зиновьевой, наоборот. Она также и не подозревает, видно, что «российские каналы» тогда в основном поддерживали «меры Тбилиси по наведению конституционного порядка», а сухумский грузин Корчилава не собирался слушать ничью пропаганду, его выбор был предопределен фактом рождения в данной семье. И еще. Несколько лет назад один тбилисский «эксперт» высказал оригинальную мысль: это, оказывается, Россия в 92-м, предоставив согласно Ташкентским договоренностям Грузии ее долю советских вооружений и соблазнив ее тем самым легкостью победы в Абхазии, в войне и виновата. А у Корчилава и Зиновьевой свое объяснение поражению Грузии в войне: контроль грузинских военачальников российскими спецслужбами.
Но это еще не все. «И даже при этом абхазы – с русским оружием в руках – победить не могли, – восклицает Зиновьева. – Тогда… Россия вводит так называемый миротворческий контингент на территорию Абхазии». Ну какая ей, действительно, разница, что боевые действия закончились 30 сентября 1993 года на реке Ингур, а миротворческие силы СНГ были введены в зону разделения грузинских и абхазских войск по ней лишь в июне 1994-го.
Словом, с течением времени события обрастают все большим числом нелепых выдумок. И я не удивлюсь, если еще через несколько лет прочту бред какого-нибудь «исследователя», который со ссылкой на «очевидцев» будет рассказывать, что 14 августа 92-го российские танки перешли мост на реке Псоу и вторглись в «мирные грузинские города Гагру, Бичвинту…»
«Переписывателей» хватает во всем мире. Получилось так, что почти одновременно с опусом Екатерины Зиновьевой прочел на одном российском сайте статью «Что дала людям советская власть в СССР». Таких статеек с однотипными заголовками, прославляющих жизнь в годы «реального социализма», в последнее время попадается почему-то много. («Геннадий Андреевич Зюганов перед выборами в Госдуму разбушевался?» – сострил кто-то на одном форуме.) Всякий раз начинаю гадать: то ли автор моложе тридцати, то есть при реальном социализме в сознательном возрасте не жил, но состоит в КПРФ и пишет по поручению партначальства, то ли он уже в возрасте, но привык когда-то пользоваться спецпайками и другими привилегиями и ностальгирует по ним… Но мне-то как он может лапшу на уши повесить, если я прекрасно помню, сколько радости было в коллективе редакции газеты «Советская Абхазия», когда в начале 80-х под Новый год нам раздали талоны на сливочное масло – по 200 граммов на человека. Автор упомянутой публикации, пожелавший остаться неизвестным, словно пересказывает пожелтевшую от времени брошюрку времен советского агитпропа и перечисляет по пунктам «завоевания Октября». Например: «Невозможность увольнения работника по инициативе администрации без согласия профсоюзной и партийной организации». Каждый раз очередной пункт вызывал у меня улыбку, а дойдя до десятого – «Право на свободное высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны. Впервые в мире» – расхохотался. Да уж…
Но, задумываясь о предстоящих комментариях к тексту, почти не сомневался, что 95% их на этом сайте будут восхищенными. Так и оказалось. Когда же один из комментаторов разместил длиннющий альтернативный пост, в котором спокойно и аргументировано, подчеркнуто непредвзято рассуждал как о минусах, так и о плюсах жизни при советской власти, на него посыпались оскорбления и обвинения в предательстве со стороны ностальгирующих по СССР. Вот чудак, кому он что хотел доказать…
С того времени прошло лишь немногим больше лет, чем после грузино-абхазской войны. Но видите – попробуй что некоторым докажи!
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции