Служба безопасности Грузии заявила о задержании группы, которая, предположительно, планировала взорвать газопровод, соединяющий Россию с Арменией. Собственно, о деталях обвинения говорить не стоит – они уже достаточно хорошо известны.
Я всегда серьезно относился к подобного рода делам, так как шить их в Грузии – дело сложное и неблагодарное. Сделать это трудно даже в диктаторских режимах, где телеведущие будут грозно обличать изменников, а толпы разгневанных граждан – требовать от власти максимально сурово покарать отступников. Как правило, даже в таких экстремальных условиях подавляющее большинство населения верит в предложенные версии только на публику, а у себя, на кухне, все прекрасно понимают – нас опять держат за дураков.
Тем более неблагодарна задача фальсифицировать политические, шпионские, террористические дела в относительно демократических странах вроде Грузии.
Конкретно по этому делу. Вроде бы на первый взгляд все вполне реалистично: ни одна страна не застрахована от подобного рода диверсий, и если все сделать правильно, то никто ничего не узнает. К тому же жертв нет, пострадавших тоже, ажиотаж будет ненадолго, шум ожидается большой, но последствия практически нулевые – разве что поставки газа в Армению в очередной раз будут приостановлены на пару дней.
Все бы хорошо, но... Смущает одно единственное слово, которое как бы невзначай, будто бы случайно было произнесено в выступлении представителя прокуратуры. Слово это – «Украина».
И ведь как оно было произнесено. Украдкой, как будто между делом – «Один из подозреваемых часто ездил в Украину»... Вроде бы ничего такого с юридической точки зрения – подумаешь, в Украину ездил человек. Тысячи грузин ежегодно ездят в Украину, и ничего, никого не обвиняют в организации терактов. А еще две трети грузин регулярно ездят в Турцию, из чего никак не следует их причастность к организации Гюлена...
Да чего там, сборная Грузии по футболу постоянно ездит в Албанию, где играет с местной национальной командой, и что с того?
Собственно, вся речь прокуратуры на том и построена, что, по идее, визит в Украину ни о чем не говорит, но кому надо – поймет намек без лишних усилий.
Понятие «Украина» – одно из самых ненавистных для радикальных антимишистов, мнение которых по всем без исключения вопросам зависит исключительно от мнения Саакашвили по этому вопросу – соответственно, Украина, в которой сейчас работает их главный враг, – объект для ненависти номер один.
Уверен, с предвыборной точки зрения этого будет вполне достаточно. Радикалы-антимишисты не будут думать, взвешивать, предполагать и анализировать. Достаточно произнести в контексте подготовки терактов магическое слово «Украина», – остальное они домыслят сами.
Это не первый такой случай. В частности, эта публика придумала для себя большинство предвыборных обещаний, таких как снижение тарифа на электроэнергию на 50%, снижение стоимости бензина на 1 лари за литр, рост пенсий до 250 лари. Бидзина Иванишвили надавал кучу обещаний, но при этом благоразумно умолчал о конкретных цифрах. Но это и не было нужно: услышав от него «А», радикалы-«мечтатели» сами сказали «Б».
Меня обманывать не надо, я и сам обманываться рад...
Также будет и в этом случае. Люди, которые уверены в том, что супруга экс-президента Сандра Руловс торговала органами заключенных, – легко поверят в то, что диверсия готовилась в Украине.
При этом вполне возможно, что все так на самом деле и есть. Не испытываю никаких иллюзий в отношении политического класса Грузии и вполне допускаю, что такая идея могла у кого-то возникнуть – тем более, что, как было сказано, эффект от предполагаемого теракта был бы сугубо пропагандистским, без жертв и пострадавших. Зато шума – на всю галактику.
В этой ситуации может быть все. Любая версия имеет право на существование. «Мечтатели» в этом деле выглядят почти безупречно: смогут выявить связь предполагаемых диверсантов с «националами» – отлично. Не смогут – ну так ведь никто и не говорил, что они работают с ЕНД! Было сказано: «часто ездили в Украину», ну так это просто означает, что им украинские девушки нравятся сверх меры – а вы что подумали?
Более того, не исключено, что это дело развалится, но произойдет это как минимум в ноябре, после выборов, а в ноябре – хоть трава не расти. Главное – октябрь пережить...
В Грузии есть достаточно большой опыт попыток сшить общественно резонансные дела. При прошлой власти – это дело фотографов, когда трех журналистов обвинили в шпионаже. Дело ожидаемо развалилось, не выдержав мощного общественного давления.
У «Мечты» своя история: в частности, почти истеричное желание во что бы то ни стало доказать, что премьер-министр Грузии Зураб Жвания был убит по заказу Саакашвили.
Несмотря на то, что доказательства «убийства» вроде пепельницы, которой Миша насмерть забил Зуру, существовали главным образом в воображении народонаселения, прокуратура во что бы то ни стало должна была доказать факт насильственной смерти премьера – иначе получится, что девять лет вешали лапшу на уши людям.
Что только не было сделано ради этого – в частности, арестовали эксперта по делу Жвания и двух сотрудников его охраны, от которых требовали дать показания в пользу факта убийства.
Однако все трое оказались крепкими орешками, в итоге через несколько месяцев их выпустили под залог, а в конце суд их практически оправдал. Усиленные поиски сакральной пепельницы после этого сошли на нет, а об «убийстве» Жвания говорят все меньше и меньше.
В общем, шить такие дела очень трудно, но в данном случае нет такой необходимости. Очень может быть, что обвинения – чистая правда, и в то же время не исключено, что никто никаких доказательств искать не собирается: главное – дожить до выборов, а так – или ишак или падишах.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции