Accessibility links

Шаг назад


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Результаты парламентских выборов в Грузии очень плохие. Я говорю это не потому, что мне не нравится победившая партия «Грузинская мечта» (хотя должен признаться: она мне действительно не нравится). Проблема в том, что страна опять получит положение, когда единственная политическая сила, а на самом деле один человек, владеет всеми рычагами власти, и нет конституционных механизмов, которые могли бы эту власть как-то уравновесить.

Если после выборов 2012 года, по крайней мере, у некоторых людей появилось чувство, что стало свободнее дышать, причиной этого было не то, что сменилась власть и новые люди были лучше старых, но то, что «Грузинская мечта» еще не могла все контролировать, что ей оказывали сопротивление на различном уровне. Она постепенно и методично расширяла пределы своей власти, но не успела довести дело до конца. Например, контроль над системой обычных судов был установлен, но Конституционный сопротивлялся до конца. Оппозиционный канал «Рустави 2» остался самым популярным, отбирать его начали, но дело до конца не довели. Президент Маргвелашвили время от времени проявлял независимость.

Теперь команде Иванишвили не сможет мешать практически никто. Второй тур выборов должен решить, будет ли у «Мечты» конституционное большинство в три четверти голосов: скорее всего, она его получит. Значит, Конституцию тоже можно будет перекраивать как угодно. В 2010-м ее изменили, подняв размер конституционного большинства с двух третей до трех четвертей: именно для того, чтобы избежать ситуации, когда для последующих изменений в Конституции достаточно воли одного человека. Теперь оказалось, что даже столь высокого барьера недостаточно.

Шаг назад
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:20 0:00
Скачать

Уже обсуждается первая поправка: президента должен назначать парламент, а не народ. Взятая отдельно идея вполне легитимна: если у нас почти парламентская система, почему бы не следовать логике до конца? Но в данном случае мотив чисто персональный: избранный с подачи Иванишвили президент Маргвелашвили перестал слушаться, надо найти на него управу.

Хотя «Национальное движение» проиграло, оно осталось не просто самой главной, но практически единственной реальной силой, которая может хоть как-то противостоять доминирующей «Мечте». Различные «третьи силы», мечтавшие о «многопартийном парламенте», потерпели еще больший крах. В этих условиях «Национальное движение» должно научиться сотрудничать со всеми оппозиционными и независимыми группами. Это очень трудно, потому что накопилось много взаимных обид. Но необходимо.

Но как раз в это время «Национальному движению» впервые грозит реальный раскол. Михаил Саакашвили из Одессы призвал к бойкоту парламента, тогда как большинство оставшихся в Тбилиси лидеров партии считают, что в парламент надо обязательно войти и использовать его трибуну для защиты демократии и интересов половины миллионов избирателей, которые за партию голосовали. Если не удастся прийти к согласию, результаты будут очень болезненны. Если главная мечта «Мечты» заключается в разгроме «националов», она никогда не была столь близка к ее осуществлению.

У Саакашвили есть своя логика: очень может быть, в будущем режим Иванишвили не оставит своему демосу другого шанса, как использовать право на восстание. Но это возможность чисто гипотетическая. Сейчас революционной ситуации нет. «Национальное движение» может жаловаться на конкретные нарушения, которые, возможно, увеличили разрыв между победителями и проигравшими, но сам факт, что оно проиграло команде Иванишвили, сомнению не подлежит. В случае бойкота парламента партия уподобится оппозиции 2008 года, над которой сами же «националы» совершенно справедливо издевались. Превратившись в «уличную оппозицию», партия лишь сделает шаг к самомаргинализации, что как раз и произошло с оппозицией того периода. Не вызывает сомнения, что народ недоволен существующей властью, но не настолько, чтобы желать новых потрясений. Возможно, одной из причин поражения «националов» было именно то, что они помогли власти сыграть на этих страхах демоса: мы – партия мира и спокойствия, а вот с «националами» мира не будет.

Что бы ни произошло с «Национальным движением», в результате этих выборов Грузия, скорее всего, станет менее свободной страной, чем была до них. Но глубина падения может быть разной, и это зависит от тех, кто способен оказать сопротивление власти. Отступать тоже нужно уметь.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG