После принятия парламентом Абхазии нового закона о приватизации в социальных сетях началась довольно острая полемика. Вместе с новым законом обсуждались итоги уже проведенной приватизации. Сегодня на площадку Ассоциации работников СМИ Абхазии (АРСМИРА) пригласили Николая Ачба, заместителя председателя Государственного комитета по управлению госимуществом и приватизации, чтобы получить ответы на вопросы о том, что дала стране приватизация и будут ли пересматриваться договоры, условия которых не исполняются.
Приватизация в Абхазии началась в 2003 году после принятия соответствующего закона. Тогда же был создан и Госкомитет по управлению госимуществом, а Николай Ачба работает там с момента его создания, то есть уже около тринадцати лет. Однако расчет на то, что он даст журналистам и обществу развернутую картину приватизации с анализом ее эффективности, не оправдался. На многие из своих вопросов журналисты не получили информативных ответов.
Тем не менее встреча прошла, и интересные моменты в ней были. Так, отвечая на вопрос о том, насколько эффективной была приватизация, Николай Ачба сообщил:
«На сегодняшний день (я буду говорить только по недвижимости республиканской собственности) продано около 140 объектов. Я не могу их сейчас разделить по масштабности и значимости, но в основном это были магазины, разрушенные помещения и здания. Я думаю, что из того, что было продано, восстановлено процентов 70, точную статистику я вам сейчас привести не могу».
Общая сумма средств, поступивших в Фонд приватизации, составила более 700 млн рублей.
Николай Ачба рассказал и о динамике проведения приватизации в Абхазии в разные временные периоды. С момента начала приватизации в 2003 году и по 2005 год, в бытность президентом Владислава Ардзинба, было приватизировано всего семь или восемь объектов; с 2005 года по 2014 год при президенте Сергее Багапше, а потом и Александре Анквабе было приватизировано более 120 объектов; а за два последних года при президенте Рауле Хаджимба – около 10 объектов.
В феврале 2016 года президент Рауль Хаджимба дал поручение составить список приватизированных и сданных в долгосрочную аренду объектов, владельцы и арендаторы которых не выполняют условия заключенных с ними договоров, не восстанавливают их и не используют по назначению. На вопрос о том, как исполняется это поручение, Николай Ачба ответил:
«По этому поручению ведется очень активная работа. По тем объектам, по которым не исполнены условия о восстановлении, с арендаторами и собственниками ведутся переговоры. В очередной раз им напоминают, что они должны исполнить свои условия. Должна быть досудебная санация – это проведение переговоров, переписка, требование об исполнении условий договора. В суд не придешь с одним исковым заявлением. Ведутся переговоры о расторжении договоров купли-продажи или аренды по обоюдному согласию путем заключения соглашения о расторжении».
Николай Ачба пояснил, что подобная работа ведется с владельцами и арендаторами 30 объектов. В качестве примера он назвал такие объекты, как гостиница «Абхазия», гостиница «Тбилиси», бывший «ЦУМ» и другие.
Из числа собственников и арендаторов 140 объектов 90% – это граждане Абхазии.
Было много вопросов о прозрачности в работе Госкомимущества. Почему ведомство не публикует на своем сайте полную информацию обо всех приватизированных и арендованных объектах? Когда информация о том, кто, что и за сколько купил, может быть там размещена? Почему объявления об аукционах публикуются, как правило, в последний момент, когда уже невозможно присоединиться к списку претендентов? Николай Ачба ответил, что над сайтом ведется работа, что журналисты могут направлять в Госкомимущество запросы по конкретным объектам и им будет дан ответ.
Николай Ачба сообщил, что Госкомимущество каждый год отчитывается перед президентом, парламентом и кабинетом министров о проделанной работе. Однако на вопросы о том, где журналисты или другие заинтересованные граждане могут познакомиться с этими отчетами и почему ведомство не публикует их на своем сайте, ответа не последовало.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия