Цхинвали готов до конца нынешнего года подписать с Москвой договор, который позволит югоосетинским военным служить в вооруженных силах России. В частности, на 4-й военной базе, дислоцированной в самопровозглашенной республике Южная Осетия. Об этом заявил де-факто министр обороны Ибрагим Гассеев.
В самопровозглашенной Южной Осетии намерены позволить своим военным служить в российской армии. По словам де-факто главы Минобороны Ибрагима Гассеева, Цхинвали и Москва уже согласовали позиции, а подписание соответствующего договора планируется в нынешнем году.
Как уточнил Гассеев, соглашение позволит военным самопровозглашенной республики проходить службу по контракту в составе 4-й военной базы Минобороны России, дислоцированной на территории Южной Осетии.
В Цхинвали заявляют, что соглашение также предполагает дальнейшее улучшение военной инфраструктуры. Как утверждает Гассеев, на территории Южной Осетии «будут построены военные городки и созданы лучшие условия для прохождения воинской службы».
Официальный Тбилиси от комментариев воздерживается. Но в экспертном сообществе указывают на опасность отсутствия реакции на подобные инициативы.
По словам военного эксперта Вахтанга Маисая, этот шаг станет завершением процессов, начатых еще в 2009 году, – в частности, создания военной группировки под единым командованием. В результате, как утверждает Маисая, будут фактически ликвидированы югоосетинские вооруженные формирования, а, значит, территория Южной Осетии перейдет под полный контроль России:
«Наши дипломаты не воспринимают данный вопрос в серьезном контексте. А это фактически является аннексией территории Грузии. По той же схеме, как был аннексирован Крым. Потому что там тоже все (воинские) части, которые дислоцировались на территории Крымского полуострова и которые находились под юрисдикцией Украины и являлись частью вооруженных сил Украины, после оккупации Крыма перешли под контроль российских вооруженных сил. Здесь действует такая же схема, которая сработала в Крыму. И этим шагом Россия фактически осуществит аннексию Южной Осетии».
Весной 2015 года между Россией и самопровозглашенной Южной Осетией был подписан договор об интеграции. Документ предусматривает «формирование общего пространства обороны и безопасности, свободное пересечение российско-югоосетинской границы, интеграцию таможенных органов, упрощенную процедуру получения российского гражданства, а также меры социальной поддержки».
Согласно договору, Россия берет на себя ответственность за охрану де-факто границ Южной Осетии, а также вводится единый таможенный контроль. Договор был заключен на 25 лет с возможностью продления.
В российском экспертном сообществе не видят в нынешнем заявлении Цхинвали ничего экстраординарного и считают это лишь исполнением договора от 2015 года. При этом, по словам старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Константина Тасица, Москва не ставит своей целью вхождение Южной Осетии в состав Российской Федерации:
«Это последовательная работа, которая направлена на интеграцию двух государств, признающих друг друга независимыми. То есть это не неожиданность. Это то, что было заложено еще в тех соглашениях (от 2015 года) и сейчас просто реализуется. Что касается позиции России, то она закреплена в стратегии внешней политики, которая была принята, по-моему, в 2012 году, о том, что Россия будет способствовать становлению Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств. То есть у России в нынешних политических раскладах, без какого-то кардинального изменения статус-кво, нет планов вступления этой территории – Южной Осетии – в состав Российской Федерации».
По словам эксперта, в регионе существуют несколько интеграционных проектов, которые рассматриваются как перспективные. Как Грузия, к примеру, синхронизирует свое законодательство с Европейским союзом и планирует интегрироваться в ЕС, так и Южная Осетия, считает Тасиц, рассматривает Россию в качестве некоего модернизационного элемента, который позволит решить проблемы, стоящие перед самопровозглашенной республикой.