Сегодня рано утром я уезжал из дому, успев увидеть пару выпусков теленовостей российских каналов, где сообщались последние сведения об идущих к завершению президентских выборах в США. Информация была пока еще неопределенной и во многом повторяла результаты опросов последних недель и дней: вроде бы впереди Хиллари Клинтон, но ненамного, и ситуация еще может измениться. В общем, было впечатление, что сбудется-таки прогноз Эдварда Сноудена: «Трампу не дадут выиграть». А «Нью-Йорк таймс» предсказывала на 85% победу Клинтон. И мне уже думалось, что, возможно, этот 70-летний эксцентричный миллиардер так и останется в мировой истории этакой кометой, промелькнувшей на политическом небосклоне и канувшей в Лету (тем более учитывая его возраст), как это уже было с Голдуотером, Дукакисом, Ромни и другими.
И вдруг после десяти утра от сухумских телефонных собеседников мне посыпались поздравления с победой Дональда Трампа. Нет, не то чтобы специально звонили, просто в ходе разговоров следившие за событиями считали своим долгом сообщить и поздравить. Почему поздравить? Не буду, конечно, пересказывать сейчас свою статью на «Эхе Кавказа» почти трехмесячной давности «Если бы в Абхазии выбирали президента США...», но напомню два основных и в общем-то очевидных ее умозаключения: а) роль личности в истории еще никто не отменял, а политика лидера сильнейшей мировой державы важна для всех стран, особенно вовлеченных в те или иные геополитические блоки; б) в Абхазии, находящейся в российском информационном пространстве и следующей в фарватере российской внешней политики, разделяют доминирующие в России антипатии к Хиллари и определенные симпатии к Дональду, точнее – надежды на то, что благодаря ему могут наладиться российско-американские отношения и, соответственно, смягчиться международная обстановка.
И вот сенсация: Трамп, который начинал президентскую гонку как «темная лошадка» не просто победил, став 45-м президентом США, а победил очень уверенно, если не сказать сокрушительно. Как известно, новость о победе Трампа в Госдуме РФ встретили овацией.
Российский политолог Сергей Маркедонов на своей страничке в Facebook дал анализ слагаемых этой победы. Ему в этом анализе не мог не помочь и опыт жизни в США. Мне же хотелось бы добавить к этому свое ощущение как избирателя (а избиратель переживает схожие ощущения даже в таких абсолютно разных и далеких друг от друга государствах, как США и Абхазия). Мне кажется, что такие политики, как Клинтон, не могут не набить оскомину. Людям хочется перемен, причем под этим словом неизменно подразумеваются перемены к лучшему. И вот приходит совершенно новое лицо, рубаха-парень, который не стесняется в выражениях, режет правду-матку – и народу это нравится. Тут и элемент любопытства присутствует: а что же будет при нем?
Для абхазского общества, конечно, интересно главным образом то, какой окажется внешняя политика США при Трампе. Тут все наблюдатели сходятся в том, что очень многое прояснится после формирования его команды: кого он сделает госсекретарем, министром обороны, поставит на другие ключевые посты. Известно также, что уже сложившаяся политическая система не может не адаптировать, не «переварить» в определенной мере любого политика. Любопытно в то же время, что в одном из комментариев к упомянутому посту Сергея Маркедонова был упомянут грузинский блогер, который на полном серьезе написал, что если внешнеполитическая программа Трампа осуществится в том виде, в котором он ее декларировал в ходе предвыборной борьбы, то Грузия станет 90-м субъектом РФ.
При всем понимании стремления пишущей братии к эпатажности, не могу не заметить, что слишком уж смешно выглядит мышление людей, явно переоценивающих свое и своей общности значение для человечества.
Но довелось сегодня встретиться и с прямо противоположным суждением: не забывайте, мол, что у победившей Республиканской партии США давние связи с Саакашвили и его командой... Некоторые в абхазском обществе высказывают и такое опасение: а вдруг, найдя общий язык с Путиным, Трамп предложит некий план грузино-абхазского урегулирования, от которого абхазам будет несдобровать?
Политолог Николай Трапш так высказался в СМИ:
«Если Трамп реально хочет улучшить отношения с Россией, то вполне возможно, что одним из объектов переговоров будет взаимоотношения России и Грузии. Здесь многое будет зависеть от позиции России, от того, какие приоритеты будут избраны российской дипломатией в решении этого вопроса. Если же такая проблема не будут волновать в переговорном процессе ни Россию, ни США, то, скорее всего, в ближайшие несколько месяцев или в первый год президентства Трампа трудно ожидать каких-то серьезных изменений и по отношению к Грузии, и к вопросу грузино-абхазского урегулирования».
В телефонном разговоре со мной абхазский блогер Роин Агрба сказал:
«Время покажет. Слишком большие надежды возлагать на «проросссийскую» позицию Трампа не стоит. Но в его личности привлекает то, что это едва ли не первый случай, когда победил не выходец из сложившейся политической системы, и победил он, в том числе, и эту систему. Безусловно, это боец».
Один из абхазских интернет-пользователей отреагировал вопросом: «Может, третья мировая отменяется?» Другой авторитетно изрек: «Наоборот – приближается... Как ни парадоксально, но для России, да и для всех, было бы лучше, если бы победу одержала Клинтон». Третий съязвил: «Оракулы вы все, однако».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия