Если бы Трампа не было, то его следовало бы придумать – это самое подходящее, что можно сказать по поводу мировой реакции на избрание неизвестно кого президентом главной сверхдержавы мира.
К победе Дональда Трампа можно относиться по-разному, и видеть в ней все, что угодно, – от победы фашизма в отдельно взятой стране до торжества национальных идеалов. Однако, на мой взгляд, есть кое-что более интересное, хоть и малозаметное со стороны. Когда я говорю о «мировой реакции», то вовсе не имею в виду глав государств – они-то как раз привычны к тому, чтобы вначале кого-то ругать, а потом срочно объяснять, что «вы меня неправильно поняли».
Речь идет о реакции со стороны широкой общественности и политических элит. Пожалуй, мы имеем отличную самоиллюстрацию очень распространившегося в последние годы антиамериканизма.
В последние годы, особенно при Буше-младшем, ругать США стало нормой жизни не только в странах, встающих с колен, но и тех, кто уже забыли, когда в последний раз на них стояли. Появилась новая мода – с пренебрежительно-высокоинтеллектуальным лицом рассказывать о том, какие америкосы тупые, что они выскочки, везде лезут со своими советами, которые никому не нужны, играют роль международного жандарма, да и вообще, заставляют всех остальных плясать под их дудку.
Такие речи легко можно услышать в Париже, Лондоне, Риме и Берлине. Кажется, что решение всех многочисленных мировых проблем одно: американцы должны оставить весь мир в покое, и он расцветет в согласии и стабильности.
Особенно преуспели в пещерном антиамериканизме южные соседи США. У них на все вопросы один ответ: во всем виноваты гринго. У нас коррупция высокая? Это все гринго посадили нам на шею бандитов. У нас экономика слабая? Это все гринго со своими вездесущими гигантскими корпорациями, которые нещадно пьют кровь простого люда. У вас преступность выше крыши? Ответ – см. выше.
В общем, и там рецепт тот же самый: «Янки, гоу хоум».
Все это звучало прекрасно до тех пор, пока ненавистные янки-гринго не проявляли ни малейшего желания куда-либо бежать, оставлять запутанное мировое хозяйство без присмотра и коллективно запираться где-нибудь в монастыре, замаливать грехи.
И жаловаться в таком случае на Америку тоже было очень модно, удобно, а главное – совершенно безопасно, без каких-либо последствий.
И вот появился Трамп, которого надо было придумать. Говорит ровно то, о чем говорит европейская, латиноамериканская да и любая фронда: Америка должна думать о себе, сокращать влияние на европейскую политику, закрывать заводы в Мексике и Китае.
Ну вот, казалось, вот она, мечта всех фрондирующих антиамериканистов всего мира. Но... То ли я оглох, то ли на самом деле ниоткуда – ни от правительств, ни от европейских оппозиционеров, делающих карьеру на ругани руки Вашингтона, – особого проявления радости не видно.
Фрондировать и ругать США ради красного словца, ради восторженного взгляда несмышленных студенток – это, конечно, хорошо, но, когда вдруг появилась реальная, пусть и маловероятная, но все же перспектива изменения внешней политики США, – вдруг все задумались: а оно нам надо?
Вдруг резко выяснилось, что можно ругать американцев за экономический экспансионизм, но для Европы нет рынка более ценного, чем США.. Можно сколько угодно визжать по поводу того, что НАТО – это рычаг имперской политики Вашингтона, но потом вдруг выясняется, что держать оборону все-таки нужно, а делать это самим, без поддержки Вашингтона, – сложно, страшно, а главное – дорого...
Вдруг оказалось, что с уходом – гипотетическим – Америки из большой политики мир совершенно точно не станет лучше, более вероятно, что будет только хуже. Вдруг все, кто вчера призывал Америку перестать быть мировым жандармом, поняли, что жандарм – это очень плохо со всех точек зрения, но хуже – только его полное отсутствие.
Особенно весело следить за реакцией мексиканцев, которые уже лет 50 благодаря активности Голливуда убедили весь мир в том, что все проблемы Мексики от проклятых алчных гринго, которые открывают в Сьюдад-Хуаресе свои противные человеконенавистнические заводы, мешают развитию собственной экономики и держат людей в состоянии рабства.
В общем, самое время поднять лозунг «Но пасаран» и призвать на помощь дух великого Че Гевары.
Что ж, судя по всему, Че Гевара своего добился. Дональд Трамп собирается отменить Североамериканское соглашение о свободной торговле, которое привело к порабощению простых мексиканцев, и вывести-таки кровососущие предприятия обратно в Штаты. Но... Почему-то не слышу радостных возгласов мексиканцев. И поклонники страстного Че тоже, видимо, потеряли голос... Никаких проявлений радости в связи с бегством проклятых гринго.
А что вдруг так? Правда, все дело в том, что голосовые связки посадили? А может быть, поняли, что без ужасного и страшного соглашения о свободной торговле Мексика окончательно провалится в яму нищеты и беспросвета? Может быть, поняли, что рабочие места с минимальной зарплатой и минимальными правами рабочих – это, конечно, плохо, но намного лучше, чем вообще без них.
Вдруг, когда то, о чем все мечтали, возможно, станет явью, – все испугались... И, наконец, стало явно, что весь мировой, особенно европейский и латиноамериканский антиамериканизм – это пустое сотрясание воздуха.
Товарищи мировые борцы с вездесущей длинной рукой тупых и жадных гринго мне очень напоминают одного из персонажей замечательного, очень смешного, но в то же время, в определенном смысле, философского фильма «Окно в Париж». Он ведь тоже вполне искренне ненавидел зажравшихся хозяев жизни, мечтал от них уйти, был согласен все бросить. Но пришел в себя, увидев памятник Ленину...
Надо бы поставить где-нибудь памятник Трампу...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции