Вооруженные силы Грузии на пороге масштабных реформ. Об этом заявил новый начальник Генерального штаба ВС Владимир Чачибая. Церемония вступления в должность прошла сегодня на военной базе в Вазиани близ Тбилиси.
Грузинскую армию ждет реорганизация. Новый руководитель Генерального штаба Владимир Чачибая планирует осуществить реформу вооруженных сил в соответствии с планом Стратегического видения обороны. Об этом Чачибая сообщил после завершения церемонии передачи полномочий главы Генштаба.
«Будет проведен целый ряд реформ. Мы создадим вооруженные силы, которые будут максимально соответствовать уже существующим в регионе. Наша главная задача – быть максимально совместимыми со стандартами НАТО. С будущего года уже будет создан документ Стратегического видения обороны, согласно которому мы осуществим реорганизацию в вооруженных силах», – заявил Владимир Чачибая.
Что именно в армии будет подвергнуто реформированию, пока никто не уточняет. На данный момент доподлинно известно лишь о возвращении всеобщей воинской повинности, упраздненной бывшим министром обороны Тиной Хидашели. В Минобороны обещают, что «глобальное видение» по этому вопросу будет представлено в середине декабря. А сам призыв будет восстановлен к весне будущего года, но с определенными изменениями.
Изменится, судя по всему, и кадровая политика в военной сфере. Сам Владимир Чачибая пообещал предоставить информацию об этом уже в ближайшем будущем. В экспертном же сообществе напоминают об обещании Левана Изория пересмотреть образовательные программы для офицеров. По словам военного эксперта Амирана Салуквадзе, ставку надо делать на молодое поколение военных:
«Идет очень хорошее поколение для (комплектования) батальонов, бригад. Этих ребят надо воспитать и создать нормальную кадровую пирамиду, если так можно назвать, я выражаюсь его (Левана Изория) словами. Он как раз делает акцент на этом, потому что кое-какие недостатки в этом вопросе присутствуют. Ну, посмотрим, как они будут это создавать и реализовывать. Надо всех этих талантливых молодых парней поставить на рельсы кадрового роста».
По словам эксперта, недавно назначенный начальник Генерального штаба не новичок в этом деле. Владимир Чачибая в период с ноября 2008 года по апрель 2009-го уже возглавлял эту структуру. Правда, из-за конфликта с тогдашним замминистра обороны Бачо Ахалая ушел с этого поста, а после назначения Ахалая министром полностью покинул структуру Минобороны. Работал в грузинском диппредставительстве в США. При этом, как отмечают специалисты, Чачибая хорошо знаком со спецификой миротворческих операций, так как в течение года служил советником в миссии ООН в Афганистане, а также на себе испытал все особенности армейской службы, пройдя всю карьерную цепочку от рядового до генерала.
С тем, что новый начальник Генштаба может сделать немало хорошего для армии, согласна и бывший министр обороны Тина Хидашели, в основном выступающая с критическими комментариями в адрес инициатив своего преемника:
«Он был одним из первых офицеров, который выполнил миссию в Афганистане, год служил там. И это одна из самых важных предпосылок того, что под его началом вооруженные силы будут более надежными как в качестве компонента миссий по поддержанию мира, так и на международной арене в целом».
По словам главного редактора военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклия Аладашвили, перед новым начальником Генштаба и министром обороны стоит непростая задача. Сейчас большая часть военного бюджета страны приходится на социальные услуги и заработную плату, в то время как на боевую подготовку и другие необходимые сферы поддержания обороноспособности попросту не хватает средств. Анонсированные реформы, отмечает Аладашвили, призваны исправить эту ситуацию:
«Это будет одна из главных реформ – оптимизация кадров. Насколько я знаю, штат полковников сократится со 155 до сотни. Это коснется и высших офицеров, которым подошло время выйти на пенсию. Хотя в этом случае, по-моему, будет предусмотрена компенсация. Кроме этого, есть еще другие направления, где обязательно надо проводить реформы – больше будет уделяться внимания усилению противовоздушной обороны. Посмотрим, к середине декабря министр обороны и новый начальник Генштаба заявят о направлениях реформы».
При этом Аладашвили отмечает, что одного желания начальника Генштаба или министра обороны для проведения реформ недостаточно. В новейшей истории Грузии было 18 министров обороны, и каждый заявлял о них. Для успешной реализации анонсированной реорганизации армии потребуются немалые деньги. И задача военных – убедить высшее руководство страны в необходимости выделения этих сумм.