Accessibility links

Снизит ли Запад внимание к Грузии?


В Тбилиси, похоже, не слишком рассчитывают на реальную помощь со стороны США в возможном конфликте с Россией
В Тбилиси, похоже, не слишком рассчитывают на реальную помощь со стороны США в возможном конфликте с Россией

Спецпредставитель генсека НАТО в Центральной Азии и на Южном Кавказе Джеймс Аппатурай осудил ратификацию Российской Федерацией соглашения с самопровозглашенной республикой Абхазия о создании Объединенной группировки войск. Как пишет Аппатурай на своей странице в социальной сети «Фейсбук», это в корне противоречит международному праву и обязательствам России. В Тбилиси на публикацию отреагировали. Власти Грузии стараются привлечь к этой теме больше международного внимания. В политическом спектре страны опасаются, что солидарность со стороны НАТО и США может смениться более пассивным отношением к грузинским проблемам со стороны новой администрации Белого дома.

НАТО целиком и полностью поддерживает Грузию и осуждает Россию. Спецпредставитель генсека Североатлантического альянса в Центральной Азии и на Южном Кавказе Джеймс Аппатурай спустя пару дней после подписания соглашения Российской Федерацией и самопровозглашенной Абхазией о создании Объединенной группировки войск зафиксировал свою точку зрения на странице в социальной сети «Фейсбук» – действия России противоречат международному праву и взятым ею обязательствам по итогам пятидневной войны августа 2008 года.

«Этот т.н. договор не является действующим международным соглашением. Позиция НАТО остается неизменной: Абхазия и Южная Осетия – это неотъемлемая часть Грузии, и союзники Грузии поддерживают ее независимость, суверенитет и территориальную целостность», – пишет Джеймс Аппатурай.

Снизит ли Запад внимание к Грузии?
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:13 0:00
Скачать

В Тбилиси отреагировали на это заявление. И.о. министра иностранных дел Михаил Джанелидзе, несмотря на то, что МИД уже зафиксировал свою позицию по этому вопросу, лично прокомментировал ситуацию, в очередной раз призвав международное сообщество принять действенные меры для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации с точки зрения безопасности в регионе:

«Международное сообщество осуждает подобные действия. Так называемое соглашение не является легитимным, международное сообщество его не признает, следовательно, мы продолжим делать шаги, направленные на осуждение подобных фактов и максимальную консолидацию международного сообщества».

Не остался в стороне и кандидат на пост госминистра по евроинтеграции. Виктор Долидзе также сделал упор на вовлеченность международного сообщества:

«В то время как Россия делает такие агрессивные шаги, мы очень надеемся на международное сообщество. Я имею в виду женевский формат, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ, ООН и другие платформы. Вопросы должны быть подняты как на многосторонних, так и на двусторонних встречах, также должен быть усилен международный мониторинг».

По мнению наблюдателей, такой ажиотаж и апеллирование к международным организациям обусловлены опасениями Тбилиси касательно того, что активная поддержка со стороны Вашингтона с приходом новой администрации может смениться более пассивным отношением к Грузии. Избранный президент США Дональд Трамп неоднократно заявлял, что Штатам не стоит вмешиваться в дела других стран. Вспомнили в Тбилиси и реплику того же Аппатурая двухлетней давности, что «у аннексии есть юридические рамки», а «действия России в Грузии развиваются не так, как это происходило в Украине», усмотрев в этом непоследовательность его заявлений.

Масла в огонь подлила и шутка российского президента Владимира Путина на вручении премии Русского географического общества:

«Где заканчивается граница России? Граница России заканчивается через Берингов пролив с США. Граница России нигде не заканчивается».

В Тбилиси шутку многие восприняли серьезно. Впрочем, по мнению политолога Георгия Гобронидзе, опасения о снижении интереса США или НАТО в отношении Южного Кавказа и, в частности, Грузии не имеют под собой серьезных оснований:

«Отношения между Грузией и Соединенными Штатами не зависят только от лидеров. Есть Хартия стратегического партнерства, которая включает в себя еще и сотрудничество в сфере безопасности и обороны. То есть наши отношения уже инструментированы в практических документах и являются обязательствами, которые взяли обе страны. И у США, в отличие от постсоветских государств, есть очень серьезная последовательность в своей зарубежной политике. Конечно, США могут быть более или менее активными, например, на Южном Кавказе или на Ближнем Востоке и т.д., но они все-таки будут активными. И очень многое еще зависит от грузинской дипломатии – как мы сами себя будем позиционировать и что мы будем предлагать Соединенным Штатам. Например, присутствие в Афганистане составляет 12% от всей миссии, то есть это огромный вклад, который Грузия вносит в международную безопасность. То есть у нас уже есть хороший капитал, чтобы с хороших позиций начать вести переговоры с Соединенными Штатами Америки и с новой администрацией».

На этом фоне интересным выглядит намечающийся визит в Тбилиси сенаторов-республиканцев Джона Маккейна и Линдси Грэма. Он планируется до инаугурации Дональда Трампа, то есть до 20 января. Сенаторы посетят Грузию, Эстонию и Украину, чтобы заверить руководство этих стран в том, что США продолжат противостоять российской агрессии.

Но в Тбилиси, похоже, все же не слишком рассчитывают на реальную помощь со стороны США в возможном конфликте с Россией. Косвенно это подтвердил и.о. министра обороны страны Леван Изория, комментируя соглашения между Москвой и Сухуми:

«Наша главная задача – добиться высокой боевой готовности. Мы должны своими силами и средствами адекватно отвечать на любые угрозы. Поэтому мощь наших вооруженных сил является самой лучшей превентивной мерой против агрессии. Исходя из этого, мы продолжим работать над повышением уровня боевой подготовки и обороноспособности».

Документ, который подписали и ратифицировали Россия и самопровозглашенная республика Абхазия, определяет «предназначение, порядок формирования, развертывания и применения Объединенной группировки войск вооруженных сил России и Абхазии». Согласно договору, в состав группировки от российской стороны входит военная база РФ, дислоцированная на территории Абхазии, а от абхазской – два отдельных мотострелковых батальона, артиллерийская и авиационная группы, а также отдельный отряд специального назначения.

Группировка предназначена для «адекватного реагирования на вооруженное нападение, а также на другие угрозы военной безопасности в отношении любой из сторон». Возглавлять группу, как говорится в соглашении, будет командир российской военной базы.

XS
SM
MD
LG