Accessibility links

Казахские заметки


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии – затишье и скука, которые перемежаются очередными телевизионными сообщениями о том, что кто-то кого-то зарезал то ли на почве ревности, то ли не надеясь вернуть старый долг, то ли во славу сатане, то ли просто так, по пьяни. События шумные и резонансные, но локальные, большинству населения до них дела нет – разве что дежурно поцокать языком и пожаловаться – «Что вокруг происходит, куда мир катится?»

Вроде бы начал работать новый парламент, и это должно разбавлять общий фон, но нет, поскольку все уже ясно и никакой интриги нет, работой депутатского корпуса интересуются разве что журналисты и политологи. Оно и понятно – для них это работа.

Словом, если не принимать во внимание очередную неразбериху с национальной валютой, говорить решительно не о чем.

Поэтому воспользуюсь затишьем и поделюсь парочкой впечатлений от недавней моей поездки в Казахстан, конкретно – в Астану.

Вот уж где стабильность, так это в Казахстане, но даже по казахским меркам стабильность в Астане – совсем уже за гранью. Город буквально погряз в стабильности, кажется, что даже люди говорят вполголоса, чтобы не спугнуть тишину...

Спокойствие сегодняшнего Казахстана поражает – оно просто-таки ощутимо, его можно потрогать руками... В сравнении с гораздо более бурными соседними странами Центральной Азии там просто благодать.

Посмотрите, что делается рядом, в Узбекистане, после смерти Каримова: передел сфер влияния, бизнесмены ждут нехороших перемен, а еще какие-то слухи об опальной дочери покойного президента Гульнаре – то ли ее просто держат неизвестно зачем в заточении, то ли вообще убили. Информации – ноль.

В Таджикистане, похоже, что Рахмон пересидел и реально почувствовал себя незаменимым вождем и строит полноценный культ личности – притом, что масштаб личности просто смехотворный, оттого и культ выглядит как плохая кинокомедия.

Но, конечно, все это несопоставимо с совершеннейшим, на уровне психиатрической больницы, театром абсурда в Туркменистане, где вместо Турменбаши пришел Аркадаг, такой же солнцеликий и богоподобный, только без золотых статуй, но все остальное – один в один.

Единственный относительно демократический режим в Центральной Азии – киргизский – показывает прямо противоположное: бесконечный бардак, который ничем не лучше зверских и гротескных соседних режимов.

Как тут удивляться тому, что казахи не испытывают ни малейшего желания что-то резко и радикально менять? Конечно, без всяких иллюзий, власть в Казахстане – по сути, все тот же восточный авторитарный режим, однако по степени цивилизованности он намного превосходит соседние, стало быть, железная рука Назарбаева работает намного мягче.

Еще одна характерная черта астанинской власти, которая ее выгодно отличает от соседних деспотических режимов. Уж не знаю, может это сугубо внешнее впечатление, но кажется, что в государственных структурах очень много молодежи и мало представителей старшего партократического поколения.

К примеру, сейчас Казахстан готовится к проведению масштабной международной энергетической выставки «Экспо-2017». Работами руководит специальная группа чиновников, все они – практически пацаны и девчонки. Никаких умудренных опытом седовласых коррупционеров и говорливых аксакалов, от которых пользы как от козла молока – сплошная молодая поросль с хорошим западным образованием.

Возможно, и это одна из причин казахской фантастической стабильности – относительно более рациональный бюрократический аппарат.

Кстати, несмотря на то, что Астана выглядит как богатая современная нефтегазовая столица, тем не менее особых признаков индивидуального богатства там не очень видно – к примеру, не бросаются в глаза шикарные лимузины, как в других нефтегазовых столицах вроде Москвы или Баку. Нет кварталов с шикарными домами, вроде Рублевки, все жилые корпуса города построены в одном стиле, и понять на глаз, где тут проживают государственные и нефтяные бонзы, где средняя бюрократическая прослойка, а где простолюдины – практически невозможно.

Никто из казахов, с которыми мне приходилось общаться, так и не смог внятно объяснить: является ли это результатом планомерной политики Назарбаева из области «не надо раздражать народ» или как-то так само собой получилось.

Так или иначе, по уровню бросающегося в глаза социального неравенства Астана, вероятно, один из самых благополучных городов в мире.

А еще – это в определенном смысле эстетический рай для меня – страстного противника всякого рода рынков, базаров и ярмарок, готового приравнять уличную торговлю к государственному преступлению.

Ни одного рынка, по крайней мере, бросающегося в глаза, никакой мерзкой уличной торговли, никакого люмпен-пролетариата с ящиками в руках, бегающего с одной улицу на другую и превращающую любой, самый красивый город в некоторое подобие Кандагара.

Город без люмпена и без торгашей. Разве можно мечтать о чем-то более великом? В Астане – это свершившийся факт.

Находясь в таком городе, трудно уйти от политики. Относительно внутреннего устройства – многим казахам, с которыми я говорил, совсем не нравится режим единоличной власти, но и от добра добра особо искать им тоже неохота. Исходя из того, что в таком сложном регионе, как Центральная Азия, любые резкие движения могут привести к непредсказуемым изменениям, жители страны предпочитают держать авторитарную синицу в руке, чем гоняться за демократическим журавлем в небе.

Тем более что низкий уровень безработицы и относительно неплохая средняя зарплата дают гражданам Казахстана возможность наслаждаться потребительским бумом.

Еще одна мысль – теперь уже о внешней политике. И напрямую она связана с... климатом. В Астане – почти арктический климат, в период моего пребывания там температура воздуха опускалась до минус 35.

В такие моменты все время спрашиваешь себя: за каким чертом и кому могло понадобиться переносить столицу из относительно теплой Алматы в эту морозную ветреную степь? Это ж какая сильная должна была быть мотивация, чтобы все это терпеть и строить город с нуля. Зачем?

А затем, что, судя по всему, Назарбаев осуществляет политику дона Корлеоне – «держи друзей к себе близко, а врагов – еще ближе»... Судя по тому, что он счел нужным переносить столицу и осваивать Тьмутаракань, то есть Северный Казахстан, очевидно, что президент Казахстана прекрасно понимает, кто потенциальный враг его страны, и это – вовсе не Китай...

Астана – это город, который укрепил легитимность казахской власти над регионом, который всегда служил особым раздражителем для небольшой, встающей с колен соседней страны, которая никак не может уместиться на крохотном клочке земли площадью в 17 млн кв. км.

И вроде союзники, и в Евразийский союз входят, и русский язык – второй государственный в Казахстане, и фильм «28 панфиловцев» смотрят вместе, казалось бы, опасаться нечего. Ан нет, знает многоопытный Абишевич, с какой гадюкой имеет дело, – и перестраховался. Теперь «русскому миру» будет намного сложнее раздавать российские паспорта...

Что ж, конечно, мне многое не нравится в Казахстане. Не могу себе представить, как буду смотреть на одного человека больше, чем 10 лет... И не верю в то, что человек, так долго находящийся у власти, не потеряет адекватность восприятия мира.

Для меня сменяемость власти – это священная корова, аксиома, не подлежащая обсуждению.

Но я не казах и не гражданин Казахстана. В конечном итоге, именно народу Казахстана решать, какой будет его власть, и не мне давать им какие-то рекомендации. Но в любом случае могу сказать, что, будучи народом цивилизованным и культурным, казахи свой путь найдут.

Ну а нам, чужеземцам, остается только смотреть на город, который вырос в степи на пустом месте... В конце концов, правители приходят и уходят, а города остаются... Они – вечны...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG