Accessibility links

Президент Грузии объявляет бойкот «мечтателям»


После сегодняшнего вызова главы государства никто не удивится, если первым в повестке дня конституционной комиссии станет вопрос изменения закона об избрании президента Грузии
После сегодняшнего вызова главы государства никто не удивится, если первым в повестке дня конституционной комиссии станет вопрос изменения закона об избрании президента Грузии

Бурные дискуссии разгорелись в грузинском обществе вокруг очередного витка противостояния между президентом Грузии Георгием Маргвелашвили и парламентским большинством «Грузинской мечты». Глава государства отказался участвовать в работе конституционной комиссии, которая до 30 апреля 2017 года должна разработать проект поправок к Конституции.

Каким оценкам подвергались действия президента Георгия Маргвелашвили со стороны «мечтателей» за все время его пребывания на этом посту, напомнила сегодня общественности его пресс-спикер Эка Мишвеладзе.

«Противостояние», «конфронтация», «бойкот», «обида», «демарш», «антигосударственный подход» – эти термины президент и его команда слышат последние три года, отметила Эка Мишвеладзе, тем самым четко дав понять, что Георгий Маргвелашвили остается на своей позиции. Он не намерен участвовать в работе конституционной комиссии, состав и регламент которой правящая «Грузинская мечта» намерена утвердить в парламенте уже на этой неделе. Комиссия до 30 апреля 2017 года должна разработать пакет поправок для реформы Конституции.

Президент Грузии объявляет бойкот «мечтателям»
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:47 0:00
Скачать

«У грузинского конституционализма печальная традиция – подгонка Конституции под интересы конкретной политической группы. Единственным средством предотвращения этого является полное задействование механизмов баланса и равновесия. Мы не создаем никакой альтернативной комиссии, чтобы это было понятно всем. Но мы максимально обеспечим вовлечение народа и общества в процесс конституционных изменений», – заявила спикер президента.

Недовольство президента вызвал тот факт, что парламентское большинство «Грузинской мечты» без широких общественных консультаций единолично решило вопрос укомплектования конституционной комиссии. К тому же «мечтатели» не учли мнения президента. Он хотел, чтобы эта комиссия работала под его патронажем, ведь президент – гарант Конституции. Соответственно, предложение «мечтателей» направить в комиссию двух представителей администрации президента и главу Совбеза для Георгия Маргвелашвили неприемлемо. А глава администрации президента Георгий Абашишвили еще накануне вообще поставил под вопрос легитимность комиссии.

В стане «мечтателей» позицию президента встретили с недоумением. Комиссию они сформировали так же, как и три года назад, – в нее входят представители правящей силы, парламентской и внепарламентской оппозиции, гражданского сектора и экспертных кругов. А возглавит ее, как и прежде, спикер парламента. В девятом созыве это Ираклий Кобахидзе. Последний сегодня счел себя обязанным приструнить администрацию президента:

«Это была не только неправильная, но и некорректная оценка. Служащие администрации президента должны знать, о чем они вправе говорить, а о чем – нет».

В оппозиции, за исключением «Альянса патриотов», согласились с претензиями президента. По мнению лидера альянса Ирмы Инашвили, плохо, когда президент отказывается от участия в работе комиссии, но она приветствует его решение выносить вопросы конституционных поправок на обсуждение широкой публики.

Всеобщие рассмотрения конституционных поправок предусмотрены законом, отмечает конституционалист Вахтанг Дзабирадзе:

«Отказ президента участвовать в работе комиссии мне не представляется большой трагедией. Но было бы лучше, если бы он согласился. Этой комиссии не нужна никакая легитимация, она создает законопроект, который будет вынесен на всенародное обсуждение, а потом направлен в парламент для рассмотрения. В этот процесс будет вовлечена и Венецианская комиссия. В общем, речь идет об обычной рабочей группе – ни больше и ни меньше. Почему все это вызвало такой ажиотаж, мне не понятно», – недоумевает Вахтанг Дзабирадзе.

На протяжении последних двух десятилетий эксперт неоднократно избирался членом общественных и парламентских комиссий, разрабатывавших Конституцию или поправки к ней. Он, как и его другие коллеги, согласен с тем, что главный закон Грузии требует доработок. Необходимо создать баланс между ветвями власти, ведь в недавнем прошлом Конституция предусматривала чрезмерные полномочия для президента, а в настоящем времени – премьер-министра.

Сегодня представители «Грузинской мечты» не говорили, на каких вопросах в первую очередь остановится конституционная комиссия. В первые дни после выборов, образовав конституционное большинство, «мечтатели» не спешили с ожидаемой обществом отменой мажоритарной системы выборов, но охотно ратовали за отмену прямых выборов президента. Активно обсуждать эту тему «мечтатели» стали после того, как об этом заговорил раздосадованный непокорностью президента Маргвелашвили основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили. Но после сегодняшнего вызова главы государства никто не удивится, если первым в повестке дня конституционной комиссии станет вопрос изменения закона об избрании президента Грузии. И будет решено, что его должен будет выбирать парламент, а не народ.

XS
SM
MD
LG