Accessibility links

Искусство этикета как рассказ о вине


По словам организаторов выставки, тандем вина и искусства интересен сам по себе, а винная этикетка в этом смысле объединяет эти понятия
По словам организаторов выставки, тандем вина и искусства интересен сам по себе, а винная этикетка в этом смысле объединяет эти понятия

«Искусство этикета» – выставка под таким названием открылась в эти выходные в Национальном музее Грузии. Этикет в данном случае не правила поведения в обществе, а слово в его устаревшем значении – то есть этикетка. На экспозиции представлено около 200 винных этикеток конца XIX – начала XX века.

«Отсюда начинается жизнь этикеток. Это этикет натурального коньяка Георгия Болквадзе. Кутаиси. 1865 год», – говорит исследователь Георгий Сараджишвили, указывая на самый старый из экспонатов на стене. Надпись «Коньякъ» с характерным «ять» на конце занимает почти три четверти этикетки. Рядом торговый знак производителя «Болквадзе и Ко». В 1860 году Георгий Болквадзе открыл первый ликеро-водочный завод в Закавказье.

Искусство этикета как рассказ о вине
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:01 0:00
Скачать

Этикетка, которую раньше, говорит Георгий Сараджишвили, было принято называть ярлыком, – это паспорт продукта. По ней можно узнать, когда был произведен продукт, кем, и не только.

Натуральное вино хванчкара, кахетинское, столовое, портвейн, водка зубровка, кагор из отборного винограда и даже абсент – одни из первых грузинских этикеток, обозначающих эти напитки, весьма лаконичны. Как правило, это имя производителя, торговый знак и название самого напитка.

Позже уже появляются более оригинальные. Например, вина Михрана Ананова, которые рекламировал сам черт. На этикетке одного из его вин – человеческое лицо, расплывшееся в зловещей улыбке, на голове у него рога, а в любезно протянутой руке – бутылка.

Для особо впечатлительных – менее устрашающая этикетка вин Ананова: дама в шляпе с павлиньими перьями, подносящая к губам рюмку.

А для любителей головоломок – винная этикетка Ильи Чагаридзе. На первый взгляд там все просто: большими буквами выведены имя и фамилия производителя, однако внутри каждой из этих букв еще несколько слов. Если приглядеться, в них можно вычитать следующее: «Контора и склад садовладельца Ильи Чагаридзе производит натуральное высококачественное кахетинское вино по доступным ценам из первых рук». Далее адрес.

А на этикетке коньяка Давида Сараджишвили – предпринимателя, ученого и мецената – женщина в грузинском национальном костюме с подносом в руках, на котором стоит бутылка. «Коньяк Д.З. Сараджева. Тифлис», написано на ней. Исследователь Георгий Сараджишвили рассказывает, в чем был секрет производителя, который делал его коньяк не похожим на французский.

«Давид Сараджишвили был доктором химических наук. Как ученый, он взял и добавил к тем компонентам, которые использовали французы для создания коньяка, еще один – жженый сахар. Это придавало ему особый аромат и цвет», – говорит исследователь.

Часть представленных на этой выставке этикеток принадлежит Национальному музею, часть хранится в зале лозы и вина Национальной парламентской библиотеки, а что-то – в частных коллекциях. Помимо самих этикеток, на выставке экспонируются дипломы, полученные грузинскими виноделами, и рекламные плакаты алкоголя.

Куратор выставки, директор международного кинофестиваля «Киновино» Нино Качарава говорит, что тандем вина и искусства интересен сам по себе. А винная этикетка в этом смысле объединяет эти понятия:

«Этикетка говорит не только о том, какое это вино – то есть кто такой производитель, из каких виноградников это вино и прочее. Мы получаем информацию о вкусе самого производителя, о его персоне. Порой этикетки бывают настолько красноречивыми, что они могут многое рассказать нам о личности производителя».

По ее словам, в следующем году они планируют экспонировать этикетки, созданные в советский период, а потом и современные. Выставка «Искусство этикета» продлится до 8 января.

XS
SM
MD
LG