Проект резолюции по внешней политике Грузии, инициированный «Грузинской мечтой» определяет евроатлантическую интеграцию «безальтернативным приоритетом» страны, но при этом указывает на продолжение «рациональной политики» в отношении России с целью восстановления территориальной целостности и «минимизации угроз».
Укрепление суверенитета, деоккупация и восстановление территориальной целостности в международно-признанных границах мирным путем – главные задачи внешней политики страны. «Грузинская мечта» подготовила проект резолюции, состоящей из 12-ти пунктов. В правящей партии заявляют, что цель документа – в очередной раз продекларировать внешний курс страны и подтвердить его в парламенте нового созыва.
Как пояснила «Эху Кавказа» глава комитета по евроинтеграции Тамар Хулордава, схожая резолюция уже принималась парламентом прошлого созыва, но в правящей партии решили еще раз четко сформулировать для общества внешнеполитические приоритеты руководства Грузии:
«Нашим главным приоритетом, исходя из национальных интересов страны, будет восстановление территориальной целостности и укрепление суверенитета. Вместе с тем особенно важным для нашего комитета является вопрос евроатлантической интеграции. Мы хотели бы рассмотреть этот вопрос ускоренными темпами. Уже на завтра назначено внеплановое заседание. Я не жду противостояния от оппозиции. Думаю, у нас с обеими партиями одинаковая позиция по данному вопросу».
Похожая резолюция действительно была принята в марте 2013 года на основе взаимного согласия между коалиционным большинством «Грузинской мечты» и оппозиционным «Единым национальным движением». Но в новом проекте, в отличие от версии трехгодичной давности, напрямую указано, что «на основании статьи 49-й Договора Евросоюза, Грузия стремится к членству в ЕС». Впрочем, в «Едином национальном движении» к документу относятся с определенной долей скепсиса. Как заявил член ЕНД Георгий Тугуши, лучше бы руководство страны работало по всем этим направлениям, а не просто принимало резолюции:
«На сегодняшний день среди главных приоритетов – как можно скорее наладить контакты с новой администрацией США и защита наших интересов. А также активизация других международных организаций, в особенности в вопросах деоккупации и отношениях с Россией. К сожалению, этого не происходит. «Национальное движение» уже четыре года указывает на то, что нынешние власти ослабили наш позиции и Грузия пропала с международных радаров».
В экспертном сообществе к документу отнеслись положительно. Резолюция, по мнению специалистов, нуждалась в обновлении. Хорошо и то, что документ будет принят новым парламентом. А вот что касается непосредственно содержания документа, то очень важно, по мнению представителя фонда «Открытое общество – Грузия» Вано Чхиквадзе, что основной акцент сделан на евроинтеграцию:
«Хорошо, что в резолюции зафиксировано, что вступление в Евросоюз является главным приоритетом Грузии. Парламент является органом, определяющим внешнюю политику страны. Соответственно, исполнительная власть подчиняется выбранной им политике. Исходя из этого, я считаю такой подбор слов очень хорошим. Ранее исполнительная власть использовала такие фразы как «Договор об ассоциации не является нашей конечной целью». Но никто не определял четко и однозначно, каковы наши цели».
Не обходит новая резолюция стороной и отношения с Россией. В проекте, в частности, говорится:
«Грузия, с использованием международных механизмов, продолжит рациональную политику в отношении Москвы, которая ставит своей целью минимизацию внешнеполитических угроз, укрепление суверенитета Грузии и восстановление территориальной целостности».
Впрочем, степень рациональности, по мнению наблюдателей, будет определяться в первую очередь Москвой. Буквально на днях российский президент в очередной раз заговорил об отмене визового режима для граждан Грузии. В Тбилиси такой вариант развития событий приветствовали. Но последний шаг Москвы несколько поумерил ожидания оптимистов. Россельхознадзор запретил ввоз из Грузии крупного рогатого скота и части продукции, полученной от этих животных – мяса и шкур. Официальная причина – вспышка заболеваемости дерматитом.
Часть политического истеблишмента и экспертного сообщества считает это проявлением политики «кнута и пряника» – вслед за позитивными сигналами, следует предупреждение о возможных карательных мерах. Но, по мнению экономиста Сосо Арчвадзе, учитывая соотношение экспорта и импорта в этой отрасли, говорить о сколько-нибудь существенном влиянии на экономику в результате этого запрета не приходится:
«Мы государство, зависящее от импорта, и на 40-45 тысяч тонн местного производства, приходится 70-75 тысяч тонн импортируемого мяса в год. Фактически импорт почти в два раза превышает местное производство. В таких условиях ресурс экспорта весьма ограничен. В глобальных масштабах, наш экспорт не может привести к какому-либо прорыву в соотношении импорта-экспорта. Хотя, некоторые фермеры, занимающиеся экспортом живого скота безусловно заинтересованы в подобных транзакциях. Но еще раз подчеркну – речь не о тех масштабах, которые могут повлиять на саму систему».
При этом, Арчвадзе отмечает, что в первую очередь экспорт крупного рогатого скота осуществляется в Азербайджан, так как транспортировка живых животных – дорогое удовольствие и большие расстояния значительно увеличивают конечную стоимость продукта. И с Россией интенсивных отношений в этом плане у Грузии нет.