Если заглянуть в информационные ленты, то складывается впечатление, что 2016 год в Южной Осетии получился насыщенным политическими событиями. Однако наблюдатели отмечают буквально единицы из них – те, которые по их мнению действительно имеют значение для жителей республики, могут повлиять на их жизнь.
Мои попытки обратить их внимание на какие-то другие события, будь то громкие заявления политиков, какие-то визиты в Москву или дальнее зарубежье, скандальные отставки или неожиданные назначения, моими собеседниками игнорировались.
Все это воспринимается, как события незначительные, в основном имеющее отношение к непосредственным участникам событий, и не имеют отношения к заявленной теме.
Итак, что случилось важного в ушедшем году.
По мнению бывшего спикера республиканского парламента Станислава Кочиева, одно из главных событий года – это парламентская реформа. В 2016 году был принят закон, по которому парламент переходит от пропорциональной к смешанной избирательной системе. Выборы в законодательное собрание по новой системе состоятся в 2019 году. Говорит Станислав Кочиев:
«Мы сначала попробовали мажоритарную систему выборов в парламент, а потом перешли к пропорциональной. В итоге все пришли к выводу, что наиболее эффективной для нашей республики является смешанная система. Она позволяет и партиям развиваться, и в то же время дает возможность территориям быть представленными в парламенте».
Почему это важно?
Очевидно, что местные так называемые политические партии в принципе далеки от того, чтобы выражать интересы каких-то слоев населения (собственно для чего они и предназначены), но заточены на обслуживание интересов своих амбициозных предводителей.
Сделать с этим в обозримом будущем ничего нельзя, но есть надежда, что со временем все изменится, в конце концов, с тех пор как обезьяна взяла в руки палку, прогресс неотвратим. А до тех пор избиратели смогут выбирать депутатов – одномандатников для себя, без всяких партий. Новый закон позволит проголосовать, скажем, за честного парня, живущего по соседтву, чтобы тот шумел в парламенте по поводу конкретных проблем своих соседей, а не претензий партийных боссов. В этом смысле новый закон о парламенте – это честный по отношению к соотечественникам поступок со стороны президента и депутатского корпуса.
Второе важное дело ушедшего года – это начало судебной реформы. Понятно, что все только начинается. Перед Новым годом Леонид Тибилов освободил от должности руководителя администрации президента Алана Джиоева и назначил его председателем Конституционного суда. Предстоит еще формирование Конституционного и Арбитражного судов, судя по всему, процесс будет непростой, у парламента свой взгляд на реформу, у президента свой. Не обходится без скандалов: заксобрание не приняло бюджет на 2017 год именно из-за разногласий по этому поводу. Стороны обменялись колкостями...
И все-таки, считает бывший судья Верховного суда Юрий Кокоев, есть надежда, что уже в следующем году у республики, наконец, появится полноценная судебная система:
«Парламенты предыдущих созывов напринимали массу законов, которые противоречат и друг другу, и Конституции республики. В отсутствие Конституционного суда эти законы трактовали кто угодно и как угодно – ЦИК, парламент, Верховный суд. В результате возникла масса вопросов по поводу законности действий власти, да и легитимности самих институтов власти.
С этим надо что-то делать. Если будет создан Конституционный суд, то в скором времени появится возможность оспорить такие законы. Тогда, надеюсь, что-то сдвинется с мертвой точки, улучшится в состоянии законности».
Югоосетинский журналист Юрий Бетеев, в начале, как и все, назвал среди важных политических событий судебную и парламентскую реформы. Тогда я попросил назвать его третье событие. Ответ был для меня неожиданным. Среди важных политических событий он назвал суд над бывшим замглавы ФГУ «Южная дирекция реализации программ и проектов» Павлом Бегебой и его сообщниками. За растрату средств, выделенных в 2010 году на послевоенное восстановление республики, он был приговорен судом Екатеринбурга к девяти годам лишения свободы.
По словам Юрия Бетеева, эта история важна не только самим фактом наказания преступника, но еще и тем, что она снимает упреки в адрес республики за растраты российской помощи, выделенной на послевоенное восстановление Южной Осетии:
«Все говорили, что это Южная Осетия растратила российские деньги, а на самом деле, кто деньги давал, тот ими и распоряжался. Сам факт, что Минрегиона больше нет, Спецстроя больше нет – уже о многом говорит. Так что не все так просто было в те времена».
Позволю себе одно замечание. За исключением суда над Бегебой, эти важные события на самом деле – еще не вполне состоялись. Это скорее не перечень главных обязательств, которые в разное время югоосетинские власти обещали выполнить, но всякий раз обманывали. И теперь, когда появились приметы того, что, наконец, дело сдвинулось с мертвой точки, они тут же попали в топ самых главных событий года.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия