Accessibility links

Только всех на всех


Обмен пленными в районе города Счастье в Луганской области. Февраль 2016 года
Обмен пленными в районе города Счастье в Луганской области. Февраль 2016 года

Незадолго до новогодних и рождественских праздников состоялся самый крупный в минувшем году обмен пленными между Украиной и сепаратистами: после передачи Киеву трех человек, в том числе двух женщин, в самопровозглашенные "ДНР" и "ЛНР" отправились 15 пленных. В августе прошлого года представитель Украины в гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко заявляла, что за 12 месяцев было освобождено всего 80 украинских граждан, а 21 декабря Дарка Олифер, пресс-секретарь одного из переговорщиков в минской гуманитарной подгруппе Леонида Кучмы, написала: на последнем заседании по итогам уходящего года говорилось, что за 2016 год освобождено лишь 17 человек (без учета переданных накануне праздников. – РС). Эта цифра свидетельствует, что процесс обмена существенно затормозился.

Переговорщики от Украины, а это и Служба безопасности (СБУ), и Надежда Савченко при поддержке волонтерского Центра освобождения пленных "Офицерский корпус", и занимающаяся пленными в Минской контактной группе Ирина Геращенко, называют очень разные цифры количества заложников у обеих сторон конфликта. Точность списков – одно из главных препятствий для начала обмена "всех на всех", чтобы выполнить обязательство, которое взяли на себя Россия, Украина и сепаратисты Донбасса, подписавшие Минские соглашения.

Демонстрация у Администрации президента Украины с призывом ускорить процесс освобождения пленных
Демонстрация у Администрации президента Украины с призывом ускорить процесс освобождения пленных

27 декабря Геращенко рассказала, что "в списке СБУ, с которым мы работаем в Минской группе, более 100 человек, до осени боевики подтверждали только 20 человек из этого списка, с сентября – уже 48, хотя мы точно знаем местонахождение 58!" В интервью Первому каналу украинского телевидения советник СБУ Юрий Тандит говорил, что в самых полных списках у сепаратистов 626 фамилий, у Украины – 458 человек, однако эти списки "некорректные", так как в них есть много неидентифицированных людей, в том числе осужденных на Украине за тяжкие преступления.

В списках сепаратистов есть люди, которых не могут отыскать на Украине

Еще в середине декабря Тандит написал в фейсбуке, что Киев готов в ближайшее время обменять 228 человек на 59 граждан Украины, находящихся в донбасском плену. Однако, помимо военнопленных, имена которых хорошо известны, так как они собраны в колонии №97 города Макеевка, сепаратисты удерживают (а некоторые из них даже являются осужденными) политических заключенных и людей, арестованных за шпионаж в пользу Украины.

В то же время, по словам главы волонтерского Центра освобождения пленных "Офицерский корпус" Владимира Рубана, в списках сепаратистов есть люди, которых не могут отыскать на Украине, например, потому, что их часто перемещают из одного СИЗО в другое. Рубан, недавно организовавший встречу Савченко с Захарченко и Плотницким, приводит такие цифры: Украина признает, что удерживает у себя 454 человека, "ДНР" – 41 и "ЛНР" – 6 пленных.

Цель номер один – это жизнь военнопленного, свобода конкретного человека

"Офицерский корпус" и Надежда Савченко предлагают свой выход из тянущегося кризиса: сначала обменять всех, чьи имена известны, и уже потом – тех, чье местонахождение не удалось установить или числящихся пропавшими без вести. Найти неидентифицированных пленных можно, опубликовав списки: пусть родственники или сокамерники, изучив их, сами подтвердят, можно ли считать того или иного человека пропавшим без вести или нет. Против этой меры накануне выступила Служба безопасности Украины, которая считает, что обнародование личных данных – нарушение прав пленных и их родственников. Глава волонтерского Центра освобождения пленных Владимир Рубан рассказывает о причинах возникшего кризиса обмена пленных:

Нужно отказаться от амбиций и цинично искать выход из этой ситуации

– Цель номер один – это жизнь военнопленного, свобода конкретного человека, а не какие-то политические реверансы и положения. Мы были свидетелями, когда договоры дошли до того, что были выдвинуты и политические требования по обмену пленных, амнистия с одной стороны, проведение выборов и контроль над границей – с другой. Но военнопленные этого не заслуживают, именно из-за таких политических, непонятно почему привязанных к освобождению требований процесс обмена и зашел в тупик. Сейчас нужна хорошая встряска. Гуманитарная группа потому и называется гуманитарной, потому что подразумевает гуманизм, она не называется политической, подразумевая политические выгоды. Тут нужно отказаться от амбиций и цинично искать выход из этой ситуации, договориться по существующим цифрам, доказать, что эти пленные, которых вы ищете – пропавшие без вести, или их у нас никогда не было.

–​ Зачем вообще доказывать это, если пленных до сих пор не могут найти?

– Мы не можем выйти из прежних договоренностей в рамках "всех на всех". Президенты и лидеры "ДНР" и "ЛНР", представители ОБСЕ и Нормандской четверки подписали Минские соглашения, в которых содержатся такие договоренности. Это необходимо, чтобы приблизить окончание военного конфликта: сперва мы отдаем всех пленных, потом соответственно перестаем стрелять, и видим политическую, экономическую перспективу соседского проживания – это уже как дальше договорятся наши политики. Поэтому основная формула будет исключительно "все на всех".

Владимир Рубан
Владимир Рубан

–​ Какие механизмы существуют у Украины для освобождения пленных? Можем ли мы надеяться на жесты доброй воли, какие мы увидели накануне новогодних каникул, когда состоялся самый крупный за прошлый год обмен?

По некоторым категориям возможны жесты доброй воли с обеих сторон

– Люди, которые задержаны украинской стороной, находятся в пенитенциарных заведениях, в СИЗО МВД и СБУ, колониях, и существует законная процедура их освобождения, которая уже была отработана на этой войне. Новый закон о военнопленных не принят, их можно освободить как задержанных, согласно Уголовному кодексу, и это единственный способ на сегодняшний день. Что же касается Донецка, то там есть задержанные люди с психическими расстройствами, есть, например, религиовед из Львова, есть несовершеннолетние, которые содержатся под стражей или под домашним арестом, есть молодые девушки, то есть по некоторым категориям возможны жесты доброй воли с обеих сторон.

По словам Владимира Рубана, помимо военнопленных, есть надежда и на скорое освобождение украинских граждан, осужденных в России. 27 декабря российский уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила, что в ближайшее время планируется "перемещение осужденных украинцев из Крыма и других субъектов РФ на родину". В списке – 17 человек. В Москве, в свою очередь, надеются, что Киев передаст россиян, осужденных на территории Украины. Этот список еще уточняется: возможно, в него войдут шесть граждан России, в том числе трое военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, осужденных в минувшем году "за ведение войны против Украины".

По данным Министерства иностранных дел Украины, Россия только по политическим мотивам удерживает 44 украинских гражданина, 17 – на территории России и 27 – в аннексированном Крыму. Не все они пока осуждены. Родственники заключенных и осужденных в России украинцев хотят объединиться, чтобы сообща бороться за освобождение своих близких, которых они называют узниками Кремля.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG