В Цхинвале продолжается полемика о цензе оседлости, который становится такой же важной темой, как участие в выборах Эдуарда Кокойты. Экс-президент Южной Осетии сделал очередной ход в борьбе за свое выдвижение. Народная партия обратилась к руководству республики с критикой поправок к конституционному закону о выборах, в которых и регулируется ценз оседлости.
В заявлении партии, в частности, говорится: «поправки в конституционный Закон о выборах Президента РЮО от 19 июля 2016 года напрямую противоречат статье 23 Конституции РЮО... Они ограничивают многих достойных граждан в законном праве избирать и быть избранным. Патриотичная, сильная, пользующаяся поддержкой народа власть не допустит «зачищения» политического поля, дав возможность всем, без исключения, гражданам своей страны самовыразить свои политические предпочтения». Авторы заявления обращаются к президенту и спикеру парламента «с требованием недопущения ущемления конституционных прав и свобод граждан РЮО», возлагая на них ответственность за возможное обострение общественно-политической ситуации.
Речь, конечно же, о цензе оседлости, который экс-президент Эдуард Кокойты обещал преодолеть, и который, кстати, та же Народная партия во времена его президентства всячески поддерживала.
В Народной партии нет единой позиции по отношению к президентским амбициям Эдуарда Кокойты, считают наблюдатели. После его отставки «народники» поддерживали инициативы уже действующего президента и вступали в конфронтацию со спикером парламента. По мнению одного из моих собеседников, активисты Народной партии вряд ли решатся на открытый конфликт с Леонидом Тибиловым, лидер партии Александр Плиев лояльно настроен к главе государства. Не рискнет, по мнению моих источников, поставить под удар и собственный нефтяной бизнес депутат от Народной партии Сергей Харебов, который не голосовал за принятие поправок. Обращение Народной партии, полагают некоторые эксперты, – последний козырь экс-президента, потому что «народники» таким образом доказали, что у экс-президента есть проблемы с цензом оседлости.
Впервые норма о цензе оседлости появилась в югоосетинском законодательстве при первом президенте Людвиге Чибирове. В 2011 году при Эдуарде Кокойты эта статья закона была принята в новой редакции, которая предполагала, что на кресло главы республики мог претендовать тот, кто жил в Южной Осетии последние десять лет.
Депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов в 2011 году был председателем парламентского комитета по законности, законодательству и местному самоуправлению и утверждает, что экс-президент отнюдь не ужесточал требований к кандидатам в президенты и соперникам:
«В 2011 году к нам обратился ЦИК с просьбой дать толкование статье Конституции о сроках проживания, с какого времени считать десятилетний ценз оседлости. Парламент четвертого созыва давал толкование этой статьи Конституции в 2006 году. Но в 2011 году к нам опять обратился ЦИК, и умные головы предложили, чтобы ЦИКу легче работалось, внести изменения в Конституцию. Я и тогда считал, что не надо было вносить изменения в Конституцию».
По словам Амирана Дьяконова, нельзя допустить, чтобы внесение изменений в Конституцию становилось инструментом для достижения определенных целей в политической борьбе.
Летом 2016 года парламент Южной Осетии принял поправки в закон о выборах президента, которые дают более четкое толкование цензу оседлости для кандидатов в президенты. Согласно этим поправкам, кандидат в президенты Южной Осетии должен постоянно проживать на территории республики последние десять лет, предшествующие его регистрации в качестве участника предвыборной гонки. Постоянность проживания означает, что гражданин может находиться за пределами Южной Осетии не более 93 рабочих дней в течение года без уважительной причины. Уважительными причинами считаются командировки, учеба и лечение. Однако соответствующие справки должны быть выданы исключительно государственными органами. В поправках, представленных ранее Центризбиркомом, гражданин не имел права баллотироваться в президенты, если отсутствовал в республике более трех месяцев, независимо от причин.
Бывший спикер парламента, лидер КПРЮО Станислав Кочиев считает, что ценз оседлости – обязательное требование к претендентам на президентское кресло:
«В 2016 году произошла детализация понятия о цензе оседлости, а введен он был раньше предыдущими властями. Это правильно, любой, кто идет в президенты, должен соответствовать конституционным требованиям. Народной партии надо было сказать свое слово во время принятия поправок. Ценз оседлости оправдан и имеет право на существование».
Реакция президента и спикера парламента на обращение Народной партии неизвестна, официальных комментариев пока нет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия