Из Чечни – тревожные новости. Очень разные, но все – тревожные. И все на самом деле – к одному и тому же.
11 января в селе Цоцин-Юрт в боестолкновении погибли четверо боевиков и двое силовиков. Один боевик скрылся, его искали в лесах и селах Курчалоевского и Шалинского районов (о его поимке сообщили 14 января). Последовали задержания, – не только в самом селе Цоцин-Юрт, но и еще в шести населенных пунктах Шалинского и Шелковского районов.
12 января в Цоцин-Юрте прошел сход жителей – якобы совершенно добровольный, никого не сгоняли, – на котором сельчане – совершенно добровольно, никто им не подсказывал, – потребовали выселить из села родственников боевиков.
На следующий день, 13 января, на новом сходе родственники боевиков покаялись, и их все-таки было решено не выселять, но в дальнейшем никакого такого снисхождения не будет!
А еще сразу после этого боестолкновения Рамзан Кадыров поменял глав четырех районов: 11 января – Курчалоевского и Гудермесского, 12 января – Шелковского и Ножай-Юртовского.
Такова цена стабильности: раз Чечня была объявлена самым стабильным и безопасным регионом, раз сюда не просто зазывают туристов, но отчитываются о небывалом росте их потока, – то, что раньше было обычным и повседневным, теперь отнесено в разряд недопустимого и невозможного.
Хотя на самом деле прошедшая осень 2016 года выдалась в Чечне на редкость спокойной, – как, впрочем, и на Северном Кавказе в целом. Если обобщить все ставшие известными эпизоды, в республике в столкновениях с боевиками погиб один силовик и еще пятеро были ранены (всего в регионе за сезон – шестеро убитых силовиков и девять раненых). Правда, лето было еще спокойнее: потери силовики несли только в Дагестане, а Чечня, Ингушетия и Кабардино-Балкария давали нулевой вклад в статистику.
Поневоле сам поверишь в образ спокойной и стабильной республики!
И теперь, как говорится, «никогда не было, и вот опять»: в декабре события в Грозном, в январе – эпизод в Цоцин-Юрте.
После грозненских событий 17 декабря с должностью расстался замминистра внутренних дел республики генерал полиции Али Алаутдинов. Но если бы только этим ограничилось! В конце концов, означенный генерал, если рассудить, был в значительной степени ответственным за спокойствие, порядок и закон.
Но ведь и непотребство недельной давности, когда председатель республиканского парламента Магомед Даудов выступил с неумело завуалированными, но очевидными угрозами в адрес главного редактора интернет-издания «Кавказский узел» Григория Шведова, – это ведь тоже эхо событий 17 декабря. Боестолкновения, гибель полицейских и боевиков. Потом история с задержанными ранеными боевиками (где они? живы? убиты?..) Заявления о кровной мести и о выселении родственников боевиков. «Народные сходы», якобы спонтанный гнев сельчан. И обо всем об этом сообщает «Кавказский узел», вопиющим образом нарушая ставшее уже привычным: «из Чечни – только хорошие новости!»
Ведь если главное – не реальность, не происходящее в республике, а отражение этой происходящей реальности в СМИ, то не с префектов районов надо спрашивать и не с полицейского генерал-майора, а с главреда чуть ли ни единственного издания, напоминающего: «Из Чечни – тревожные новости!»