К вчерашним требованиям президента, парламентской оппозиции и более 80 НПО – рассекретить договор, заключенный с «Газпромом», сегодня присоединился практически весь политический спектр Грузии. Масла в огонь подлили вчерашние заявления главы Минэнерго Кахи Каладзе, который назвал оппозицию маргиналами, призвав ее не мешать работе правительства.
На вал протеста оппозиции и неправительственного сектора власти отреагировали брифингом министра энергетики Каладзе, который состоялся вчера вечером. В резких выражениях министр напомнил оппонентам, что большинство «Грузинской мечты» обладает народным мандатом. Далее он повторил суть достигнутого с «Газпромом» соглашения, однако вновь не раскрыл его деталей:
«Маргинальные группы и лица, потерявшие доверие народа, по старой инерции и чтобы скрыть свою бесполезность продолжают дезинформационную истерику. Я вовсе не был обязан проводить этот брифинг, так как в интересах народа и страны правительство приняло рациональные и взвешенные шаги в ходе переговоров с «Газпромом». Население нам доверило управление страной, и поэтому, исходя из этого мандата, мы приняли сложное, но необходимое решение!» – отчеканил министр.
Брифинг Каладзе еще более накалил ситуацию, и к требованию рассекретить договор с «Газпромом» присоединился практически весь оппозиционный спектр Грузии. Даже «Альянс патриотов», который до выборов позиционировал себя как сторонник налаживания диалога с Москвой, потребовал рассекретить договор:
«Необходимо дать четкий ответ на вопрос – является ли достигнутое соглашение выгодным для Грузии. Существует много вопросов, на которые властям придется дать развернутый ответ, только потом можно будет судить о правильности принятого решения», – заявила председатель партии Ирма Инашвили.
Еще дальше идут представители Лейбористкой партии. Вот что заявил Георгий Гогава:
«Как говорится, на воре шапка горит. Рассматривать в другом ключе вчерашнюю истерику Каладзе не представляется возможным. Если бы подписанный властями договор не подрывал политические и экономические интересы страны, то они бы его давно рассекретили».
Аналогичные заявления прозвучали со стороны практически всех оппозиционных партий.
Экономист Иосиф Арчвадзе разделяет опасения оппозиции, считая договор невыгодным для Грузии. Другое дело, насколько реальны были шансы властей на пути достижения более приемлемых условий:
«По всей видимости, договор отражает масштаб уступок в сравнении с прошлым договором. Мировая практика подтверждает, что если соглашение между более сильной и слабой сторонами не предается огласке, то оно наверняка не в пользу последней. По различным подсчетам Грузия потеряет от 6 до 20 миллионов долларов в год, однако российская сторона могла привести в исполнение свою угрозу и обеспечить снабжение Армении газом из Ирана, для чего существуют все технические возможности. Невозможно все оценить деньгами, по всей вероятности, власти выбрали меньшее из зол, чтобы совсем не остаться без транзита», – резюмировал Арчвадзе.
В свою очередь, после брифинга Каладзе Ассоциация молодых юристов попробует получить детали соглашения черед судебные инстанции. Это произойдет, если Министерство энергетики в письменном виде не вышлет копию договора, заключенного с «Газпромом». «Учитывая высокий общественный интерес, мы будем ждать официального письма, а не устных заявлений представителей властей или правительства. Если мы не получим ответа, то вправе в 10-дневный период обратиться в суд», – говорится в сегодняшнем заявлении «молодых» юристов.