За последние пару лет в Сухуме наметилась приятная тенденция – городские театры наконец ожили и постоянно обновляют свой репертуар. В их числе Абхазский драматический театр им. Самсона Чанба, который вернулся к работе после пятилетнего перерыва на ремонт.
На том месте, где сейчас расположен Абхазский драматический театр, еще в 1912 году был построен своеобразный развлекательный комплекс, состоящий из театра, гостиницы под названием «Гранд-отель» с рестораном внутри, гаража с автомобилями напрокат, синематографа, казино и магазинов. Также рядом был разбит сквер с площадкой для катания на роликах. И все это принадлежало одному из самых известных, деятельных и богатых жителей Сухума начала XX века – купцу первой гильдии Иоакиму Алоизи.
Театр Алоизи был большой и вмещал более 700 человек. При таких размахах с легкостью можно представить, как каждый вечер жизнь в этом месте не просто бурлила, а переливалась через край.
Но в 1920-х годах театр был национализирован и передан Наркомпросу под названием «Первый государственный театр». А в 1928 году произошло открытие абхазского театра, труппа которого на тот момент состояла из 20 человек. Одной из первых постановок нового учреждения стала пьеса «Махаджиры» Самсона Чанба. И, что примечательно, эта постановка идет в театре до сих пор.
В 1940-х годах театр полностью сгорел. И в ходе строительных работ было возведено новое здание – именно оно в стиле сталинского ампира по сей день стоит в центре сухумской набережной.
Сегодня, после долгого пятилетнего перерыва на реставрацию, с 2008 по 2013 год, Абхазский театр представляет собой подвижное учреждение с постоянно расширяющимся репертуаром и труппой, состоящей из 42 актеров. Здесь работают два режиссера-постановщика: Алхас Шамба и Мадина Аргун.
К сожалению, единственный спектакль, который можно посмотреть в театре сейчас, – это «Пешком» по пьесе Славомира Мрожека в постановке художественного руководителя театра Валерия Кове. Другие спектакли по разным причинам приостановлены, но уже этой весной будут возвращены в репертуар театра. Среди них сделанная для детей «Лесная сказка», юношеская постановка по Александру Островскому «Снегурочка», «Кролики и удавы» по одноименному сатирическому произведению Фазиля Искандера и «Махаджиры» в постановке режиссера Алхаса Шамба по пьесе Самсона Чанба, того самого спектакля, с которого началась деятельность Абхазского драматического театра почти девяносто лет тому назад.
К тому же режиссеры готовят для абхазского зрителя много нового. О спектакле, премьера которого планируется на конец марта, рассказала режиссер-постановщик Мадина Аргун, которая работает в Абхазском драматическом театре около 17 лет: «Идет работа над новыми постановками и у Алхаса Шамба, и у меня. Я ставлю сейчас пьесу Федерико Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альбы». Просто в этом сезоне наши мужчины попросили оставить их в покое и сказали: найди пьесу, где больше женщин. И я нашла – там нет мужчин вовсе. Наши мужчины отдыхают… Ну, это я так сейчас шучу. На самом деле очень тяжелая работа в плане погружения в психологический театр».
Раньше со своими спектаклями театр много гастролировал: ездил по абхазским городам и деревням, выступал в России, Армении и на Украине, бывал также в Швейцарии, Болгарии и Румынии. Но сейчас, несмотря на достаточно активную работу, он все-таки замкнут в пространстве Сухума. И проблематичным стало даже ездить по другим городам Абхазии. О том, с чем это связано и почему все-таки важна гастрольная деятельность, рассказала режиссер-постановщик Мадина Аргун:
«В первую очередь, я думаю, нужно восстанавливать гастроли внутри республики, ездить по селам, городам. Потому что после войны театр не так интенсивно работал, и выросло не одно поколение людей, которые абсолютно не знакомы с ним. И в деревнях особенно нужно как-то насыщать культурную жизнь. Естественно, просто так взять и выехать на гастроли мы не можем: у Абхазского театра на сегодняшний день нет даже своего автобуса. Немного спектаклей, где занято малое количество актеров – обычно от 15 человек и больше. И нам надо на чем-то перемещаться, а есть еще декорации, костюмы и прочий реквизит. Но, насколько мне известно, Министерство культуры в 2017 году продумало какой-то маршрут театру по Абхазии, и, наверное, мы погастролируем».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия