Президент Грузии наложил вето на положения пакета законодательных изменений в рамках судебной реформы. Георгий Маргвелашвили считает, что некоторые пункты документа противоречат принципам непредвзятости суда.
На ряд положений пакета законодательных изменений, известного под названием «третьей волны» судебной реформы, президент наложил вето. Георгий Маргвелашвили на сегодняшнем коротком брифинге дал понять – он сделает все, чтобы пункты документа, которые, с его точки зрения, противоречат принципу непредвзятости суда, не увидели свет:
«Реформирование судебной системы, ее усиление и оздоровление всегда были для меня важными приоритетами. В представленном пакете есть много полезных и важных изменений. Но в то же время законодательный пакет содержит нормы, которые противоречат принципам обеспечения независимости беспристрастного суда и индивидуального судьи. Исходя из важности этого пакета и в целом реформы судебной системы, я решил воспользоваться конституционным правом и предлагаю парламенту мотивированные замечания».
По словам Георгия Маргвелашвили, замечания полностью соответствуют рекомендациям Венецианской комиссии. Полный пакет президентских поправок пока не доступен. Но в администрации главы государства пояснили: в числе представленных изменений Георгий Маргвелашвили предлагает парламенту отменить трехлетний испытательный срок, установленный для судей перед их бессрочным назначением (согласно проекту, от прохождения этого испытательного срока освобождены только те действующие и бывшие судьи Конституционного и Верховного судов, которые имеют опыт работы не менее трех лет на этих должностях), а также изменить процесс избрания председателей судов. Маргвелашвили выступает за то, чтобы их избирали сами судьи, а не назначал на пятилетний срок Высший совет юстиции, как это предусмотрено в принятом парламентом варианте.
В то же время по предложению главы государства одно и то же лицо не может одновременно занимать пост председателя суда и быть председателем судебной коллегии или палаты. Президент также считает, что должностные лица в суде должны быть лишены права параллельного членства в Высшем совете юстиции.
В экспертном сообществе с замечаниями президента в целом согласны. По словам директора неправительственной организации «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури, в пакете реформ, принятом парламентом в конце декабря, есть очень нужные изменения, но некоторые моменты действительно лучше изменить:
«Для нас было очень важно, чтобы не возникали вопросы о том, почему один конкретный судья рассматривает конкретное дело, поэтому внедряемый метод электронного распределения дел – важный момент. Но, с другой стороны, есть проблемы со способом назначения судей и председателей судов. Думаем, здесь важно передать право решения самим судьям».
На другой важный аспект критики президента обратила внимание руководитель Ассоциации молодых юристов Анна Нацвлишвили. Эксперт опасается, что испытательный срок может стать способом давления на судей и формирования лояльной властям судебной системы. При этом она предостерегла от попыток искусственного затягивания реформы:
«Несмотря на существующую практику и аргументы, которые мы можем услышать по этому поводу, испытательный срок представляет серьезный риск для независимости судов в странах с молодой демократией. Парламент должен провести дискуссии по этому вопросу и принять лучшее решение во имя интересов системы правосудия. Но при этом очень важно, чтобы вето не было использовано для затягивания решения вопроса».
На критику президента отреагировали и в парламенте. Оппозиция считает, что вето главы государства не остановит «Грузинскую мечту». В самой же правящей партии заявляют, что решение Маргвелашвили лишь замедлит и без того затянувшуюся реформу. Впрочем, руководитель фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе пообещал, что депутаты внимательно ознакомятся с замечаниями:
«Это решение президента вызывает удивление, хотя мы ознакомились с анонсом, связанным с конкретными замечаниями, и думаем, что внимательно должны ознакомиться с самими этими замечаниями. И уже после детального рассмотрения мы примем решение о том, надо ли преодолеть вето или необходимо учесть замечания президента полностью либо частично».
На принятие решения парламенту отведен 15-дневный срок. Если замечания будут отклонены, для преодоления вето главы государства потребуется поддержка как минимум 76-ти депутатов. Впрочем, по мнению наблюдателей, для «Грузинской мечты», обладающей в высшем законодательном органе конституционным большинством, сделать это проблемой не будет.