В последнее время в Абхазии почти каждый будний день проходят пресс-конференции и брифинги. И это, думаю, хорошо, ибо помогает решению двух задач: с одной стороны, для СМИ отпадает необходимость договариваться об интервью со многими интересующими их людьми, с другой – организаторы, желающие распространить ту или иную информацию, имеют возможность сделать это сразу через несколько электронных и печатных СМИ, с максимальным охватом аудитории.
Состоявшаяся сегодня в Сухуме пресс-конференция, которую дали замминистра по курортам и туризму Астамур Ахба, президент «Абхазского союза туризма» Анна Калягина, директор Центра по подготовке и повышению квалификации в сфере туризма и гостиничного дела Кристина Лакербая, как мне сказали еще накануне, имела дополнительно к этому и такой прагматический смысл. В связи с предстоящей переаттестацией экскурсоводов и работой курсов по их подготовке поступает множество телефонных звонков от заинтересованных лиц, и чтобы не повторять одно и то же много раз, организаторы решили прибегнуть к помощи СМИ.
Министерство по курортам и туризму Абхазии обязало всех, кто работает экскурсоводом или инструктором горно-пешеходного туризма в республике, пройти специализированные курсы. Занятия до 1 апреля будут проходить в учебных центрах в Сухуме (АГУ и государственный колледж) и Гагре (колледж имени Бориса Кехир-ипа). Все экскурсоводы должны иметь специальные нагрудные знаки.
Астамур Ахба остановился на причинах такого решения:
«Цифры говорят, что количество экскурсантов из года в год растет. Из года в год количество туристических организаций тоже растет. Государственный комитет по курортам и туризму, который ранее был, до министерства, проводил общие курсы, семинары своими силами, привлекали специалистов для того, чтобы необходимую информацию дать тем лицам, которые намеревались работать в качестве экскурсоводов. Ежегодно они проходили аттестацию в Госкомитете по курортам и туризму. Но списки представляли в основном работодатели, так будем говорить. И на практике мы что получили? Те лица, которые были аттестованы, кто-то трудоустроился, кто-то работал, а кто-то не работал. И по факту, когда нужны были специалисты, которые получили аттестацию, практически найти и привлечь их для работы на туристическом рынке не удавалось».
Уровень подготовки многих задействованных экскурсоводов, продолжил он, не отвечал необходимым требованиям. «Зачастую, – подчеркнула Кристина Лакербая, – единственный представитель Абхазии, с которым общается однодневный экскурсант из России, это экскурсовод. И он, таким образом, является для многих лицом нашей республики».
«Введение обязательной аттестации для экскурсоводов очень своевременно. Очень грамотно все сделано, до начала летнего курортного сезона, – сказала Анна Калягина. – Но немало экскурсоводов отреагировало отрицательно. Однако мы будем настаивать на прохождении курсов и на том, чтобы повышали квалификацию». По ее мнению, экскурсоводы должны, прежде всего, ознакомиться с информацией, подготовленной Министерством по курортам и туризму:
«На официальном портале вывешены постановление, приказ, можно почитать. А то получается «сарафанное радио», кто-то сказал – и пошла информация кривая, неправильная, искаженная. Дошла до экскурсоводов. Мне звонили экскурсоводы и спрашивали… Они сейчас возмущаются и говорят: «Мы будем защищать свои права, защищать себя…» Но пусть они поймут, что на самом деле, наоборот, это постановление защищает их права. Во-первых, они должны требовать трудовое соглашение с работодателем. Во-вторых, они официально будут получать стаж. В-третьих, здесь будут выписывать путевки, и этот экскурсовод будет уже подготовлен к проверке, там все будет вписано в путевку. 50 путевое за сезон – это один год его стажа».
Калягина подчеркнула, что 5-6 тысяч рублей оплаты за прохождение трехмесячных курсов – это не такая уж большая сумма для очень неплохо зарабатывающих в сезон экскурсоводов, а еще психология человека так устроена, что он по-настоящему ценит то, за что пришлось заплатить собственные деньги.
Когда я среди прочих журналистов задавал вопросы, не удержался от такого воспоминания. Лет десять назад, готовя газетный репортаж, я тоже отправился на экскурсионном автобусе из Сочи по так называемому золотому кольцу Абхазии. Экскурсовод, молодая сухумчанка, неплохо умела контактировать с туристами, но могла сказануть и такое, что на дне пицундского озера Инкит, которое некогда сообщалось с морем, можно разглядеть останки кораблей… Александра Македонского. Хотя и пятикласснику должно быть ведомо, что армия Македонского на Кавказе не была. Астамур Ахба отреагировал с улыбкой: «Хорошо, хоть не сказала: «великий русский полководец Александр Македонский»…
Да, хорошо известно, что смена поколений среди абхазских экскурсоводов проходила с проблемами. К началу нулевых годов осталось не так много профессиональных экскурсоводов с советской выучкой. Вести экскурсии брались все, кто хотел подработать летом и имел маломальские знания и способности к этой профессии. А профессия для курортной Абхазии немаловажная, в ней занято минимум пятьсот человек. И давно уже пора заканчивать с этой вольницей, когда экскурсии ведут как Бог на душу положит. Разумеется, к новой аттестации надо будет подойти дифференцированно, ибо есть у нас и прекрасные, знающие экскурсоводы. Но наверняка, как это обычно бывает, немало и тех, кто, крича «Мы и так все знаем!», в реальности, что называется, «позорит республику».
Отвечая на вопросы, Астамур Ахба сказал также, что министерство планирует ввести новый экскурсионный маршрут на основе презентованной вчера книги Анзора Агумаа «Старый Сухум». В столице много интересных старинных зданий со своей историей, на которых можно построить полноценный маршрут, считает он.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия