Существующая в Абхазии система дала сбой. Можно констатировать, что сегодня в государстве не работает, в силу разных причин, ни одна из существующих ветвей власти. Не видеть этого невозможно, и затянувшееся молчание политиков всех уровней говорит о том, что никто из них не в состоянии предложить ничего нового взамен примитивно скопированных у стран с другой историей развития законов и механизмов управления.
Взяли громадную империю с давней традицией покорения народов и территорий и перенесли ее законы в страну, которая стоит перед проблемой сохранения государства и государствообразующего этноса. Однако жить по чужим законам, не учитывая ни своей истории, ни культуры, ни пресловутой ментальности, невозможно. Ничего не получается – ведь то, «что русскому здорово», не только «немцу смерть». Нужно свое собственное, если угодно – выстраданное законодательство, вынуждающее исполнителей работать только в соответствии с ним. А скопировать закон, поменяв название одного государства на другое, – да, можно, но бессмысленно.
Так что, как это ни парадоксально звучит, надо изобретать свой велосипед, переосмысливая традиционные концепции, создавать новую конструкцию, которая будет эффективно работать в заданных условиях. Иначе педали будут крутиться вхолостую.
Но наши политики редко идут дальше рассуждений о преимуществах президентской и парламентской республики и локальных реформах, кардинально не влияющих на системные изменения.
К сожалению, партии и общественные движения, возникшие в Абхазии за последние годы, так и не переросли из количества в качество. Всем политическим силам застит глаза только озабоченность властью: одни пытаются в нее вернуться любым путем, другие удержаться. На фоне этого выходящего за рамки всяческих приличий поединка за кресла никто не обращает внимания на откровенный дрейф общественного сознания в сторону от главной национальной идеи – построения независимого государства. И если несколько десятков лет назад эта цель была неоспорима, то сегодня появился простор для сил, играющих свою игру за пределами Абхазии. Здесь все конкретно, системно и направлено на дальнейшую дестабилизацию.
То закон, не адаптированный к абхазской действительности, предложат – к примеру, о продаже недвижимости – и начнут его обсуждать, используя необремененных ответственностью парламентариев, то Жириновского с идеей присоединения к Краснодарскому краю выпустят. Промониторят соцсети и сделают вывод: «нет, надо подождать, еще годик-другой пошатать, пораскачивать, подсобить какой-нибудь политической силе в штурме или митинге».
Это несложно, когда в стране масса чиновников, депутатов, оппозиционеров, центристов и реваншистов, готовых выполнить любую задачу ради вожделенного кресла, ничуть не задумываясь об интересах страны.
Сегодня для Абхазии настало время выбора. Новый парламент, который будет избран в марте нынешнего года, – это рычаг, и на него рассчитывают и те, кто намерен навсегда лишить нашу страну перспектив собственного развития, и те, кто намерен защищать ее право на самостоятельное существование. Если на глазок, то есть ощущение, что последние давно в меньшинстве.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции