ПРАГА---В Мюнхене сегодня открылась ежегодная, 53-я конференция по безопасности, куда съехалось более 500 гостей, в том числе более 30 глав государств и 80 министров обороны и иностранных дел. По мнению экспертов, конференция проходит во время максимальной неопределенности. Рост популизма, кризис западных демократий, будущее трансатлантического сотрудничества, меняющийся мировой порядок – эти и другие вопросы обсуждаются в Мюнхене. За ходом конференции следит журналист Радио Свобода Стив Гуттерман, он с нами на прямой связи их Мюнхена.
Нана Плиева: Стив, особое внимание приковано к членам новой администрации США – в Мюнхене находятся вице-президент США Майк Пенс, министр обороны Джеймс Мэттис, который сегодня выступал на конференции. Смог ли Мэттис успокоить союзников по НАТО?
Стив Гуттерман: Я думаю, что он, по крайней мере, пытался, потому что он говорил, что президент (Дональд) Трамп теперь полностью поддерживает НАТО. Он также сказал, что США привержены пятой статье натовского устава о коллективной безопасности, что если происходит нападение на одного члена альянса, то все вместе должны отражать эту атаку. С другой стороны, Мэттис опять сказал то, что говорил пару дней назад, что все члены НАТО должны платить больше, что США платят слишком большую долю финансовой поддержки НАТО и что все члены должны платить свою долю. Поэтому я думаю, что у него такой двойной мессидж. Он говорил после того, как выступил организатор конференции Вольфганг Ишингер и немецкий министр обороны Урсула фон дер Ляйен – они оба очень четко дали понять, что у Европы есть большое беспокойство по поводу того, куда идет Америка при Трампе и будет ли этот долговечный союз США с Европой продолжаться.
Нана Плиева: Завтра будет выступать вице-президент США. Он, наверное, ответит на этот и другие вопросы, которые волнуют союзников в Европе. Сегодня в Мюнхен приехал уже в третий раз и будет выступать с речью украинский президент Петр Порошенко. Какое внимание уделяется на полях саммита украинскому вопросу? Ведь после победы Трампа очень многие опасались и говорили о возможности большой сделки между Вашингтоном и Москвой, о т.н. новой Ялте, о том, что опять появятся сферы влияния больших держав, и многие опасались, что Украина и Грузия могут стать предметом торга между большими державами. Что говорят об Украине в Мюнхене?
Стив Гуттерман: В принципе, Украина здесь в центре внимания, потому что большая часть беспокойства Европы связана с тем, как Трамп и США будут относиться к России, будут ли США снимать санкции с России, чтобы улучшить отношения с Москвой. И как раз председатель конференции упомянул, что в последние дни члены администрации Трампа придерживались более жесткой позиции в отношении России, чем раньше, что Россия должна вернуть Крым Украине и стабилизировать ситуацию в Восточной Украине. Председатель конференции сказал, что все хотят знать: это какое-то временное ужесточение американской позиции или это серьезный подход и США будут теперь более жестко говорить с Россией. Как раз сейчас, в эти минуты, говорил президент Украины Порошенко, и он очень эмоционально призвал Запад не отдавать Украину. Он сказал, что у России большой аппетит, и если не сдержать ее претензии на Украину, то Россия пойдет дальше, в Европу.
Нана Плиева: Интересно, что 10 лет назад именно в Мюнхене прозвучала историческая речь Владимира Путина, в которой он бросил вызов однополярному миру. В какой точке находятся отношения с Россией сейчас?
Стив Гуттерман: Я думаю, что тогда, 10 лет назад, то, что говорил Путин, было довольно большой неожиданностью, а сейчас сложилась такая ситуация, что на Западе все говорят о том, что есть прямая угроза со стороны России – она вмешивалась в выборы в США, и есть опасения, что Россия сделает это и в ходе европейских выборов в этом году, плюс, конечно, то, что было в Украине два года назад, когда Россия аннексировала Крым и поддержала сепаратистов на Востоке. Но как раз Мэттис сказал, что в 2014 году был такой рубеж, когда все члены НАТО поняли, что сложилась новая ситуация. Я думаю, что он имел в виду и Россию, и ИГИЛ, что существуют такие серьезные угрозы.
Нана Плиева: А отличается ли американский подход к России от отношения стран Европы, или они действительно сообща воспринимают Россию как угрозу?
Стив Гуттерман: Это как раз то, что хотят знать европейские лидеры, – Америка с нами или с Россией. Я не говорю, что все считают, что Россия – враг, но они хотят знать, будет ли все-таки союз США и Европейского союза, который достаточно крепкий, чтобы отвергнуть какие-либо угрозы Москвы. Как раз во время предвыборной кампании Трамп говорил такие вещи, из-за чего люди начали думать, что он хочет дружить с Россией и Путиным и это будет не в пользу Украины и Европы. Сейчас, я думаю, что США и члены администрации Трампа пытаются убедить Европу в том, что это не совсем так.
Нана Плиева: Еще один вопрос: будущее самого Евросоюза после Brexit, после победы Дональда Трампа на выборах в США. На фоне роста популизма в самой Европе – во Франции, в Германии, Нидерландах – в этом году предстоят ключевые, очень важны выборы. Что говорят участники конференции, какое будущее они пророчат Евросоюзу: будут усиливаться изоляционистские настроения или, наоборот, центробежные и Европа выйдет из испытаний единой и сильной?
Стив Гуттерман: Это как раз тема дебатов, которые сейчас проходят, – это конец Европы или нет. Здесь высказываются разные мнения. Кто-то говорит, что правые националисты, экстремисты – большая угроза, другие говорят, что они не победят, что все-таки Европа со своими моральными ценностями довольно сильная и все это переживет.