Accessibility links

Дебаты вокруг депутатских привилегий


Общество наблюдает за происходящим в законодательном органе и отнюдь не всегда в восторге
Общество наблюдает за происходящим в законодательном органе и отнюдь не всегда в восторге

6 февраля в абхазский парламент поступило обращение граждан с требованием внести изменения в закон о статусе парламентариев, пересмотреть депутатские привилегии и снять большую часть из них. Под обращением, в основном по электронной почте, подписалось на сегодняшний момент почти полтысячи граждан Абхазии.

Как и почему, мне кажется, у инициативной группы возникла эта идея? Во-первых, сказались впечатления о ринувшихся выдвигаться претендентах на парламентское кресло (потом этот поток несколько поубавился), многие из которых выделялись только своим желанием попасть в парламент и ничем более. Во-вторых, на эти впечатления наложились воспоминания о том, как ныне действующий созыв парламента «делал то, что хотел». Исправно принимая решения об улучшении своего материального положения, он в то же время не дал согласия на взятие под стражу депутата Нодика Квициния, против которого было возбуждено уголовное дело, что дало тому возможность удариться в бега, когда несколько месяцев назад ему был вынесен Верховным судом Абхазии обвинительный приговор. По сути дела, депутаты провалили давно намечавшийся в республике переход на смешанную, мажоритарно-пропорциональную систему выборов в парламент: сперва «тихо-молча» не пропустили соответствующий законопроект, по которому состав парламента увеличивался до 45 человек, потом проголосовали за то, чтобы он был увеличен до 55, что уже у общественности и исполнительной власти встретило серьезные возражения. Да и другие эпизоды можно вспомнить…

Дебаты вокруг депутатских привилегий
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:20 0:00
Скачать

Вот, как говорится, и накипело. Но, читая и текст обращения, и особенно некоторые интернет-комментарии к нему, в которых оно с горячим энтузиазмом поддерживалось, я не раз думал: нет ли тут все же перехлестов? Да, такое обращение было необходимо, чтобы напомнить парламентариям: общество наблюдает за происходящим в законодательном органе и отнюдь не всегда в восторге. В то же время вызывало большие сомнения предположение, что парламентарии безропотно согласятся на роль унтер-офицерской вдовы и примут все многочисленные требования, изложенные в обращении. Собирать же подписи для проведения референдума в случае их отказа? А сколько будет стоить его проведение (совместить референдум с парламентскими выборами по законодательству нельзя)? Про эмоциональное предложение бойкотировать в таком случае выборы 12 марта и не говорю.

Невольно также думалось: не присутствует ли в требованиях к парламентариям резко ограничить их привилегии и льготы доля популизма? Мне вспомнился один абхазский политик, далеко не бедный человек, который лет десять назад решил приехать на съезд новой политической партии на... велосипеде. Так вот, читая иные посты, я чувствовал такую «классовую ненависть», что представлялось: автор, дабы депутатство «медом не казалось», готов усадить парламентариев на самокаты и одеть в рубища.

Впрочем, встретились и такие комментарии, авторы которых поспешили обвинить подписантов обращения ни много ни мало в подрывной деятельности против абхазского государства.

В итоге парламентарии не отказались, конечно, рассматривать обращение, но пока окажутся пройдены все необходимые процедуры, создана рабочая группа, будет уже, видимо, сформирован парламент шестого созыва, который и займется этим рассмотрением.

Вчера в интервью Абхазскому телевидению президент РА Рауль Хаджимба высказал, в частности, свое мнение относительно этого обращения группы граждан в парламент. Он сказал:

«Льготы для депутатов существуют уже давно, они были и до нас, это форма их возможной независимости. Такие же льготы есть и у других. Например, повышенные пенсии военнослужащих министерств обороны и внутренних дел, сотрудников Службы госбезопасности, у президента. Тогда нужно ставить вопрос о лишении льгот всех, а это не совсем верная позиция».

Один из интернет-форумчан прокомментировал, впрочем, потом это так:

«Льготы – понятно, пока депутат, но прибавка немаленькой суммы к пенсии за пять лет работы – жирновато. У военнослужащих министерств обороны и внутренних дел, сотрудников Службы госбезопасности есть льготы и повышенная пенсия, но они служат, чтобы получить военную пенсию, от 15 лет и более».

Что касается неприкосновенности, то это, по словам президента, «не привилегия для депутата, а возможность иметь действительно независимый законотворческий орган, парламент должен быть свободным». В то же время, по мнению Хаджимба, необходимо изменить подходы к вопросам лишения неприкосновенности депутата. Процедура должна быть другой: после того, как с депутата снята неприкосновенность, у прокуратуры и суда должна быть возможность работы в полном объеме с совершившим преступление депутатом. То есть, другими словами, надо ликвидировать ту «ступенчатость», благодаря которой обвиненный в тяжком преступлении и лишенный депутатской неприкосновенности Нодик Квициния тем не менее два года продолжал заниматься в парламенте законотворчеством.

Я побеседовал также на эту тему с бывшим первым вице-премьером кабмина Абхазии Шамилем Адзынба, который сейчас решил баллотироваться кандидатом в депутаты парламента. Вот его мнение относительно обращения граждан:

«Я согласен со многим... со всеми практически пунктами, за исключением одного. Нельзя депутатов лишать неприкосновенности. Можно его ограничить. Императивным мандатом ограничить. Чтобы люди, которые его избрали... тем более, что у нас есть Конституционный суд, он заработает скоро... могли бы, если человек занимается не тем, чем надо, собрав 250 подписей, подать туда и отозвать его мандат. Только чтобы это было обоснованно, законно, проработать нужно механизм. Во всем остальном я согласен. Нужно количество машин ограничить. Сейчас… У руководителя парламента, конечно, должен быть автомобиль. Будут приезжать гости, представительские функции надо выполнять. Может быть, еще у руководителей парламентских комитетов, но не более того. Чтоб была на комитет машина. Ведь как-то надо перемещаться. И так народные избранники, став депутатами, часто забывают про свой электорат. Представляете, в деревне... На автобусе, троллейбусе никто не будет ездить. Но вот так, поголовно, каждому депутату – категорически нет. Более того, пенсии, которые они так определили себе в размере своего оклада... точнее 70 процентов. Тогда, когда мы нашим трудовым пенсионерам платим пятьсот или тысячу рублей... Это было очень неправильно, некрасиво и кощунственно даже. Я предлагаю заморозить вообще лет на десять эти льготы до тех пор, пока мы не вытянули наши социальные выплаты на приемлемый уровень. Более того, я категорически против того, чтобы депутат, который избран, не переходил на другую работу, пока не истек срок его мандата. Единственное исключение – когда он переходит на выборную должность, когда выборы мэра, президента, он имеет право оставить свой депутатский пост.

– Да, но это ныне действующий созыв парламента вызвал в обществе такие разговоры...

– Чуть не половина убежала, человек восемь ушло. И везде в их округах - выборы. Профукали кучу денег на них. Знаете, мы должны беречь каждую копейку. А выборы – это деньги».

И еще. Все познается в сравнении. Конечно, заработная плата абхазских парламентариев заведомо мизерна по сравнению с зарплатой их коллег в больших экономически развитых странах. И тем не менее. Член конгресса США получает 13 тысяч долларов в месяц, что в 3,7 раза больше средней зарплаты в стране. В России депутат Госдумы получал в 2015 году 420 тысяч рублей в месяц, что больше средней по стране в 11,6 раза. Оклад абхазского парламентария – 16 тысяч рублей, что в 22 раза меньше зарплаты думца. А средняя зарплата бюджетника в прошлом году в республике была около 10 тысяч рублей. Но это лишь свидетельство того, что отнюдь не размер оклада привлекает в парламент «страждущих».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG