Сегодня президент Южной Осетии Леонид Тибилов провел встречу с сотрудниками администрации Ленингорского района, в ходе которой представил им нового главу – Зазу Дриаева. Во время встречи президент заявил о том, что новые вакансии на государственной службе будут заполняться местными жителями.
Сегодня президент Южной Осетии Леонид Тибилов провел встречу с сотрудниками администрации Ленингорского района Южной Осетии, в ходе которой представил им нового главу – Зазу Дриаева. Наверное, не стоило бы посвящать этому событию целый материал, тем более что это назначение мы уже подробно анонсировали, если бы не вот это заявление Леонида Тибилова во время встречи с ленингорцами.
«Мы должны думать о том, чтобы начать работу с местными ребятами на предмет того, чтобы они занимали те или иные должности в районе, – сказал президент. – Планируется также открыть здесь подразделение таможенной службы, и мы намерены сделать так, чтобы в него вошли исключительно выходцы из Ленингорского района».
По сути, президент заявил о том, что намерен отойти от практики привлечения управленцев и госслужащих из Цхинвала, со стороны.
По словам российского политолога Владимира Новикова, это сигнал, который означает начало интеграции жителей района в ткань югоосетинской государственности:
«Мы, конечно, понимаем, что большинство ленингорцев не могут порвать с Грузией по объективным причинам – родственные связи, языковые проблемы и т.п. Но если возникает ситуация де факто внешней изоляции жителей района от Южной Осетии и их самоизоляции, потому что эти процессы будут двусторонние, то мы просто рискуем получить враждебную общину внутри государства. Поэтому то, на что пошел президент Тибилов, – это позитивный шаг. Надо, чтобы люди не просто смирились с тем, что по факту есть это государство, возникновения которого многие из них не хотели и на территории которого они оказались, нужно их убедить, что в чем-то это государство и их тоже. Это не чужая для них территория».
По мнению югоосетинского общественника Алана Парастаева, пока трудно говорить об интеграции в республику ленингорцев по причине всеобщей замкнутости, робости, у которых есть свои причины. Те, у кого нет гражданства, находятся в республике на птичьих правах, потому что в любой момент их могут лишить вида на жительство и указать на границу, как это уже не раз бывало. А те, у кого есть гражданство, в подавляющем большинстве получили его незаконно. Они в нарушение закона украдкой сохранили грузинское подданство. Сначала написали в Тбилиси заявление об утере паспорта и получили взамен новый. А старый, якобы утерянный документ сдали в Южной Осетии вместе с заявлением об отказе от грузинского гражданства и желанием получить югоосетинское.
При желании обман вскрыть просто. Все, кто выезжает в Тбилиси, имеют грузинский паспорт, потому что по югоосетинскому паспорту в Грузию не въехать.
Югоосетинские власти делают вид, что ничего не замечают, но обладатели двух паспортов понимают это притворство и то, что они находятся на полулегальном положении. Вполне понятно, что и эти люди ведут себя, как и положено нелегалам – стараются не высовываться, не привлекать к себе внимания, т.е. из них выходят плохие граждане. Это ненормально, когда целая часть населения находится в таком положении, и с этим надо что-то делать, говорит Алан Парастаев:
«Может, узаконить двойное гражданство или что-то еще… Но то, что в этом направлении ничего не делается, – это факт, потому что люди там не чувствуют себя гражданами Южной Осетии. Вопрос интеграции мы должны были начать решать сразу, как только взяли под контроль этот район. Вместо этого мы как-то переваливали это все с одного главы района на другого. Это вопрос полулегального существования, стояния на одной ноге – не жестко, не резко, но постепенно надо начать решать. Это не только вопрос качества жизни тамошних людей. Это еще и вопрос становления нашего государства».
Мне кажется, идеальное решение этой проблемы предложил во время своей прошлой избирательной кампании Леонид Тибилов. На встрече с ленингорцами он пообещал им возможность получить югоосетинское гражданство без оглядки на грузинское. Двойным гражданством это не назовешь, потому как нет соответствующих договоренностей с Грузией, но по факту так получается. Очевидно, что эта мера позволила бы людям выйти из тени и заявить о себе как о полноценных гражданах.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия