Сегодня президент Георгий Маргвелашвили, комментируя решение Верховного суда, поставившего точку в деле «Рустави 2», заявил о недопустимости ограничения деятельности критических по отношению к власти СМИ. С аналогичным заявлением выступил и неправительственный сектор. Бывшие владельцы компании пообещали продолжить борьбу в международных инстанциях.
Сегодня 19 НПО выразили свою озабоченность вчерашним решением Верховного суда по делу телекомпании «Рустави 2», которым суд признал владельцем телекомпании человека, которому она принадлежала более 10 лет назад.
«Принятые Верховным судом решения усиливают наши подозрения о грубом вмешательстве правительства в судебный процесс», – так отреагировал неправительственный сектор на вчерашний вердикт высшей инстанции.
Позднее свою озабоченность выразил президент Грузии Георгий Маргвелашвили:
«Неприкрытое вмешательство членов правительства с самого начала политизировало процесс. Заявления бывшего премьера, прозвучавшие в октябре 2015 года, поставили Грузию на грань гражданского противостояния. С тех пор вовлеченность политиков в этот процесс приняла перманентный характер. Хочу четко обозначить свою позицию: «Рустави 2» не является обычным бизнес-субъектом, как и любое другое медиа-средство. Необходимо отметить, что международное сообщество воспринимает судебную тяжбу вокруг «Рустави 2» не как спор двух бизнес-субъектов, а как политический процесс», – напомнил Георгий Маргвелашвили.
В середине дня юристы «Рустави 2» обратились в Страсбургский суд с прошением о временной приостановке исполнения вердикта Верховного суда Грузии до подачи основного иска со стороны бывшего владельца Георгия Караманашвили.
Впрочем, по словам юриста Лии Мухашаврия, шансы на удовлетворение этого прошения равны нулю, так как Европейский суд по правам человека блокирует решение судов государств только при возникновении реальной угрозы жизни человека:
«Постановка вопроса в таком контексте не имеет перспектив. Несмотря на четкую позицию Европейского суда по поводу свободы независимости СМИ, я думаю, он все же не осуществит прямого вмешательства в вердикт грузинского суда», – заявила Лия Мухашаврия.
В свою очередь, по мнению юриста грузинского отделения Transparency International Нино Робакидзе, за 25 лет независимости власти уже в который раз повторяют одну и ту же ошибку в отношении независимых СМИ:
«Все мы помним события 2007 года, когда власти пытались уничтожить телекомпанию «Имеди», и тогда неправительственный сектор выступил в поддержку независимых СМИ. Грузия является единственной страной региона, которая пыталась создать свободную медиа-среду, и это в целом удалось – после 2012 года СМИ стали свободнее, чем прежде. Однако с 2015 года началось целенаправленное давление на самые крупные телекомпании, от которых информацию получает до 85% населения. Вчера мы вплотную подошли к тому, чтобы в СМИ исчезла прямая критика властей», – заявила Нино Робакидзе.
Со своей стороны, в правительстве призывают уважать демократические институты. «Правительство Грузии ценит и защищает свободу СМИ и делает все для обеспечения плюралистической среды. Мы верим, что для развития страны обязательным является уважение решений демократических институтов. В то же время правительство не пожалеет усилий для защиты свободы слова и СМИ в стране», – говорится в заявлении, опубликованном на веб-странице правительства.