ПРАГА---Солидные штрафы, выписанные 11 марта патрульным экипажем за неправильную парковку в центре Батуми, обернулись погромом у здания Главного управления полиции Аджарии. Толпа начала крушить соседние объекты и поджигать стоящие рядом автомобили. В грузинском обществе высказывают недоумение в связи с пассивностью властей. С нами на прямой связи из Батуми руководитель Центра демократического аудита Армаз Ахвледиани.
Вадим Дубнов: Армаз, как вы считаете, насколько все эти события были спонтанны, насколько они были стихийны и насколько в этом был чей-то политический расчет?
Армаз Ахвледиани: Во-первых, надо сказать, что в любом случае, кто бы ни стоял за тем, что произошло в Батуми, я думаю, что ответственность полностью лежит на правительстве – не только на местном руководстве, но и на центральной власти Грузии, потому что реагирование было очень запоздалым. Честно говоря, я не понимаю, почему так долго не действовали полицейские, почему, видя, что творится на улицах города, как люди жгли полицейские автомобили и разносили все вокруг, не было никаких адекватных действий примерно два-три часа. Нет никаких объяснений. Это, наверное, говорит о том, что кому-то было, возможно, выгодно, чтобы это так произошло, чтобы потом все списать на оппозицию. Мы хорошо помним, что, в принципе, это и есть почерк сегодняшней оппозиции – я имею в виду силу, которая до 1 октября 2012 года была во власти в Грузии. Но, к сожалению, «Грузинская мечта» продолжила эту очень грустную традицию, и до сих пор мы видим, что из-за этого страдают люди, и такая отчужденность большинства населения нашей страны от всего того, что происходит в обществе, и от власти в то же время.
Вадим Дубнов: Армаз, в какой момент, насколько запрограммировано подключились к этим событиям разного рода политические силы?
Армаз Ахвледиани: Спонтанность, возможно, была, но мы должны понимать, что та акция, которая началась в Батуми накануне, примерно в полдень, имела совершенно другие цели, другую идею. То, что произошло уже в полночь, мне кажется, это не акция, на самом деле – ни политическая акция, ни какие-то социальные или иного рода требования, а действия людей, которые, на мой взгляд, действовали, скорее всего, под чьим-то руководством. Во всяком случае, я с сожалением должен еще раз отметить, что то, что власти так долго не реагировали на эти бесчинства, наверное, говорит о том, что кому-то было выгодно, чтобы эти озлобленные люди так долго занимались этим вандализмом. Я думаю, что это совершенно объективный вопрос: почему полиция не реагировала своевременно, чего они ждали? Во-вторых, если там были представители политических партий, то кто им запрещает быть на месте, если кто-то из тех людей, которые участвовали в поджогах, являются членами партий. Я думаю, что в этих партиях конкретно должны разобраться со своими членами, но в данном случае мы имели дело с обыкновенным криминалом.
Вадим Дубнов: Армаз, как вы полагаете, такое возможно только в Батуми или такие социальные взрывы, которые в случае чего будет кому возглавить, могут произойти и в других регионах Грузии?
Армаз Ахвледиани: Мне кажется, что такое не должно произойти нигде, и если есть закон и власть, этого нельзя допустить. Это полностью ответственность сегодняшней грузинской власти, которая занимается всем, кроме своего народа, и тем, чтобы думать о государстве. К сожалению, это так.