Accessibility links

В Абхазии обсуждают высказывания Суркова и Затулина


Заявления депутата российской Госдумы Константина Затулина получили в абхазсклм обществе неоднозначную оценку
Заявления депутата российской Госдумы Константина Затулина получили в абхазсклм обществе неоднозначную оценку

В связи с парламентскими выборами в Абхазии появилось немало комментариев известных российских деятелей. Наибольшее внимание в Абхазии привлекли высказывания Суркова и Затулина.

Помощник президента Российской Федерации Владислав Сурков вчера в интервью «Спутник Абхазия» назвал прошедший в минувшее воскресенье первый тур выборов в парламент Абхазии примером цивилизованной политической борьбы:

«То, что в парламент избраны такие видные деятели оппозиции, как Дмитрий Дбар и Александр Анкваб, является хорошим знаком, демонстрирующим настрой оппозиции разрешать политические противоречия не уличными выступлениями, а посредством демократических процедур».

Все, в принципе, верно. («Какие благородные слова, – не без иронии прокомментировали в абхазском интернет-сообществе, – и не подкопаешься».) Но, зная политическую подоплеку, некоторые тут же разглядели в словах Суркова некое двойное дно: «Такие люди так просто ничего не говорят. В первый раз официальное лицо РФ прокомментировало внутриабхазские вопросы, назвав конкретные фамилии. Все это должно заставить насторожиться». Уж не решили, мол, ли в Кремле продемонстрировать тем самым определенное недовольство работой действующей власти в Абхазии и намекнуть, что могут поддержать и нынешнюю оппозицию? А один из комментаторов, обычно симпатизирующий экс-президенту Абхазии, решил высказаться совсем категорично: «Теперь, наверное, всем понятно, почему и для чего Анкваб вернулся».

В Абхазии обсуждают высказывания Суркова и Затулина
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:43 0:00
Скачать

Впрочем, куда более бурное и продолжительное обсуждение вызвали высказывания первого зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулина на позавчерашнем брифинге в ЦИКе Абхазии группы международных наблюдателей на абхазских парламентских выборах. Я присутствовал на этом брифинге, который начался в одиннадцать, за час до официального оглашения результатов первого тура выборов. Поначалу все шло, как говорится, по накатанной колее, наблюдатели делились своими впечатлениями о ходе голосования, но под конец одна из журналисток задала Затулину вопрос о развитии парламентских связей между двумя странами. Он ответил на него, ну а затем заговорил, что называется, о наболевшем. «Мы видим, – сказал Константин Федорович, – те препятствия, которые создает абхазское законодательство на пути инвестиций в республику». И продолжил:

«Я могу их объяснить, как человек, много лет... как бы... бывающий, находящийся в Абхазии, как человек, прошедший вместе с Абхазией весь путь становления ее государственности. Я понимаю, что есть постконфликтный синдром, есть боязнь того, если будет либерализовано законодательство о земле и будет возможность приобретения... или какого-то участия в хозяйстве в республике, то немедленно все 140 миллионов граждан России сразу же окажутся здесь в Абхазии. Но мы как-то жили в Советском Союзе, все 200 миллионов человек до 1991 года не оказались же в Абхазии. И сейчас этого не произойдет, это наведенные страхи. Точно так же никто не вывезет из Абхазии ту землю, которая ей принадлежит, если речь идет об аренде земельных участков».

Напомнив также про Информационно-координационный центр МВД, о котором в Абхазии так пока и не договорились с РФ, но который был бы полезным в борьбе с преступностью, Затулин далее сказал:

«Вы сами знаете, что наши граждане в РФ привыкли отдыхать на бруствере окопа, поэтому в 2016 году, да и в самые трудные годы россияне приезжали отдыхать в Абхазию. Люди в России любят Абхазию, но при этом не надо обольщаться. Вновь будут открыты маршруты в Египет и Турцию. И если ранее люди по необходимости ездили отдыхать в Сочи или Абхазию, то курортный сезон 2017 года все может подвергнуть серьезному испытанию. Часть людей может направиться отдыхать в дальнее зарубежье, а не в ближнее. С этой точки зрения Абхазии придется конкурировать в обслуживании и во всем остальном.

И еще, при всем моем уважении к избирательному процессу в Абхазии, 2 апреля будут выборы в парламент Армении. Впервые в парламенте Армении предусмотрены квоты для нацменьшинств. В Армении проживает 99% армян. При этом четыре места в парламенте зарезервированы для представителей крупных диаспор – изидов, русских, курдов и ассирийцев. Они будут иметь по одному месту в парламенте. Скажите, пожалуйста, по какой причине в Абхазии из ста с лишним кандидатов в депутаты парламента только один человек с русской фамилией? Это нормально или нет при нашем уровне отношений? Почему так происходит? Мне кажется, что это надо было бы учесть и выделить из 35 мест по одному месту для проживающих здесь русских, грузин и армян. Хотя, мы знаем, что в ряде избирательных округов баллотировались армянские кандидаты, и они, скорее всего, пройдут. Но такое демонстративное выделение квот позволит Абхазии выглядеть более современной с точки зрения развития всех проживающих в республике национальностей.

Я бы очень не хотел, чтобы родная для меня Абхазия выглядела как страна, в которой реализуется принцип, который довел Грузию до известных событий – «Грузия – для грузин». Абхазия – страна абхазского народа и всех тех народов, которые здесь живут. Я так привык относиться к России, и надеюсь, что так будет и в Абхазии».

Поделюсь, прежде всего, своим восприятием, теми мыслями, которые возникали у меня, пока слушал Константина Федоровича. Надеюсь, он знает, конечно, что в Абхазии все затронутые им вопросы давно активно обсуждаются и многие разделяют его позиции. Скажем, еще прошлой осенью на пресс-конференции министра по курортам и туризму Автандила Гарцкия шла речь о том, что в будущем летнем сезоне Абхазии придется очень серьезно побороться за сохранение достигнутой цифры в приеме туристов, поскольку для россиян вновь открываются турецкий и египетский маршруты. А о том, что в абхазском парламенте не представлено русское население, кандидат в парламентарии, бывший первый зампремьера республики Шамиль Адзынба говорил пару недель назад в абхазской прессе так:

«Вообще, это очень неприглядная ситуация, когда в парламенте не представлено русское население, особенно учитывая, что Российская Федерация – наш стратегический партнер, наш друг. Когда-то, после войны, действовал огромный авторитет нашего национального лидера Владислава Ардзинба и достигались негласные джентльменские соглашения, что в тех или иных округах баллотируются только русские… Да и конкуренции такой, как сегодняшняя, не было».

И Адзынба предлагал пути достижения того, чтобы русское население, живущее в республике не компактно, а дисперсно, было достойно представлено в законодательном органе... Но сразу позавчера мне подумалось и о другом: так устроены люди – то, о чем мы говорим здесь сами, воспринимается спокойно, а вот замечания со стороны, даже от друзей страны, – порою в штыки.

И опасения абхазов, что разрешение на приобретение жилья иностранцами может привести к катастрофическому для них изменению этнографического баланса в стране, представляются мне вполне понятным. Цифра «140 миллионов» – это, конечно, гипербола, но ведь и 0,1% ее, 140 тысяч, может повлечь за собой для маленькой Абхазии названные изменения. Аналогию с советскими временами проводить тут неуместно, ибо тогда действовала жесткая система прописки, ограничивающая миграционные процессы. На соседней с Абхазией Кубани не раз за последнюю четверть века звучало недовольство в связи с миграцией в край из других российских регионов, в частности Сибири, Урала. А ведь там она не влекла упомянутых этнодемографических изменений.

На следующий день пресс-служба парламента Абхазии распространила заявление в связи с процитированными высказываниями Затулина, где, в частности, сказано:

«Считаем, что со стороны международного наблюдателя, призванного оценивать ход электорального процесса, было некорректно говорить о вопросах внутренней и внешней политики Республики Абхазия, компетенция которых относится к суверенитету Республики Абхазия. Депутаты Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия строили свою законотворческую работу, исходя из интересов народа Абхазии, строительства независимого абхазского государства, и никогда не принимали законов, продиктованных им кем-то извне. При этом необходимо подчеркнуть, что Республика Абхазия неукоснительно выполняет договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный президентами Российской Федерации и Республики Абхазия в 2014 году, и мы готовы обсуждать дальнейшее углубление взаимоотношений с Российской Федерацией, в том числе и в законотворческой деятельности».

Далеко не все в абхазском интернет-сообществе поддержали это заявление. «Ух, какие мы гордые! – с сарказмом прокомментировал кто-то. – А почему человек, воспользовавшись телеэфиром, не мог высказать свое мнение?»

Но в целом мнения комментаторов разделились. «Затулина явно интересует вопрос земли, – заявил один форумчанин. – Сергей Шамба, его креатура, который лоббировал этот вопрос, проиграл выборы, и это уже было известно. Вот почему Затулин так возбудился. Я могу понять разочарование Затулина, он наверняка прочил Шамба место спикера, и у того были такие шансы». Другой возразил: «Затулин, как настоящий друг Абхазии, не хочет, чтобы мы стали похожи на наших восточных соседей в национальном вопросе. Он сказал искренне все, что думал, не притворяясь». Другой продолжил: «Мне стыдно за некоторых комментирующих здесь, которые строят из себя образцовых патриотов. Как можно вообще обвинять своего друга в том, что он говорит тебе пусть неприятную, но правду? А кто еще тебе скажет правду, как не твой друг? Не хочешь верить правде из уст друга, будешь в конце концов обманут приятной ложью из уст врага! Причем вообще Затулин? Мы забыли о своих согражданах, с которыми живем в одной стране, с кем делим тяготы нелегкой жизни, в чьей поддержке нуждаемся и к кому первыми спешим на помощь!»

Известный в Абхазии общественно-политический деятель Нугзар Агрба на своей страничке в «Фейсбуке» написал:

«Высказывания Константина Затулина во многом разделяю. Во-первых, потому что с нами и о нас говорит не чужой нам человек. Затулин К.Ф. истинный друг нашей страны, который оказывал неоценимую поддержку Абхазии в разные годы ее исторического прорыва. Во-вторых, сказал правду. Его мнение, что в парламенте должны быть представлены и другие национальности, весьма оправдано. Страна наша многонациональная. А ответ нашего парламента прозвучал по-детски обидчиво – мол, мы сами с усами».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG